Россия активно использует теневые схемы, чтобы продолжить сбыт нефтепродуктов несмотря на действие международных санкций. Нефть и дизель остаются главным источником поступлений в российский бюджет, около 40% которого Кремль направляет на финансирование войны против Украины и содержание силовых структур.

Одним из ключевых центров этой контрабандной деятельности стал частный порт Porto Romano в городе Дуррес на побережье Адриатического моря. В январе албанские следователи задержали в этом порту судно Aya Zanoubya, зашедшее под предлогом неисправности электропроводки. По документам оно якобы перевозило цемент, однако при проверке было обнаружено 600 тысяч литров дизельного горючего. По данным журналистов-расследователей, это была не первая поставка незадекларированных грузов. То же судно тремя неделями ранее уже заходило в порт с аналогичной схемой — фальшивой декларацией о цементе и настоящим грузом горючего.

Как сообщает BIRN, Porto Romano систематически принимал нефтепродукты из стран, находящихся под санкциями ООН, ЕС или США, в первую очередь из России и Ливии. По словам руководителя итальянского проекта расследований IRPI Лоренцо Баньоли, с 2016 года отслеживающего незаконные поставки горючего в Средиземноморье, именно Россия является главным источником контрабандной нефти. Ливия занимает второе место, однако примерно треть всего незаконного горючего поступает именно из России.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Офицер полиции порта Дуррес рассказал журналистам, что контрабандисты в большинстве своем используют фальшивые декларации грузов, а для поставок выбирают порты с ослабленными проверками. По его словам, маловероятно, что такая деятельность происходит без участия или, по крайней мере, молчаливого согласия коррумпированных чиновников.

Европейский Союз с декабря 2022 полностью запретил морской импорт российской нефти, а с февраля 2023-го — и нефтепродуктов. В ответ Москва принялась применять обходные схемы. В частности, горючее поставляется в Турцию, которая затем реэкспортирует его в страны ЕС как «собственную» продукцию. При этом используются порты без мощностей для переработки, что позволяет скрыть подлинное происхождение нефтепродуктов. Часть этих грузов попадала в нефтеперерабатывающие заводы в Греции, которые обеспечивали горючим американские военные корабли и самолеты на европейских базах.

Албания, где расположен Porto Romano, имеет сухопутную границу с Грецией и находится недалеко от побережий Хорватии и Италии, что делает ее удобной точкой для транспортировки контрабандных грузов.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"К теневой схеме активно вовлечена и Ливия. Поставки осуществляются преимущественно из порта в Бенгази. Хотя Ливия является крупным производителем нефти, у страны нет достаточных мощностей для ее переработки. Этим пользуется Россия, имеющая связи с группировкой генерала Халифа Хафтара. По данным Комиссии ООН2 с марта 202 совершено по меньшей мере 185 подозрительных рейсов разными танкерами", — отметил Баньоли.

Таким образом, несмотря на международные санкции и эмбарго, Россия продолжает получать доходы от экспорта нефти и дизеля, используя коррупционные и теневые схемы через порты третьих стран. Эти доходы напрямую поддерживают военную машину Кремля, позволяя ему финансировать войну против Украины и удерживать аппарат репрессий внутри страны.

Как сообщал "Апостроф", Словения присоединится к новой инициативе PURL, в рамках которой НАТО предоставляют средства на закупку американского оружия для помощи Вооруженным силам.