Россия активно использует теневые схемы, чтобы продолжить сбыт нефтепродуктов несмотря на действие международных санкций. Нефть и дизель остаются главным источником поступлений в российский бюджет, около 40% которого Кремль направляет на финансирование войны против Украины и содержание силовых структур.
Одним из ключевых центров этой контрабандной деятельности стал частный порт Porto Romano в городе Дуррес на побережье Адриатического моря. В январе албанские следователи задержали в этом порту судно Aya Zanoubya, зашедшее под предлогом неисправности электропроводки. По документам оно якобы перевозило цемент, однако при проверке было обнаружено 600 тысяч литров дизельного горючего. По данным журналистов-расследователей, это была не первая поставка незадекларированных грузов. То же судно тремя неделями ранее уже заходило в порт с аналогичной схемой — фальшивой декларацией о цементе и настоящим грузом горючего.
Как сообщает BIRN, Porto Romano систематически принимал нефтепродукты из стран, находящихся под санкциями ООН, ЕС или США, в первую очередь из России и Ливии. По словам руководителя итальянского проекта расследований IRPI Лоренцо Баньоли, с 2016 года отслеживающего незаконные поставки горючего в Средиземноморье, именно Россия является главным источником контрабандной нефти. Ливия занимает второе место, однако примерно треть всего незаконного горючего поступает именно из России.
Офицер полиции порта Дуррес рассказал журналистам, что контрабандисты в большинстве своем используют фальшивые декларации грузов, а для поставок выбирают порты с ослабленными проверками. По его словам, маловероятно, что такая деятельность происходит без участия или, по крайней мере, молчаливого согласия коррумпированных чиновников.
Европейский Союз с декабря 2022 полностью запретил морской импорт российской нефти, а с февраля 2023-го — и нефтепродуктов. В ответ Москва принялась применять обходные схемы. В частности, горючее поставляется в Турцию, которая затем реэкспортирует его в страны ЕС как «собственную» продукцию. При этом используются порты без мощностей для переработки, что позволяет скрыть подлинное происхождение нефтепродуктов. Часть этих грузов попадала в нефтеперерабатывающие заводы в Греции, которые обеспечивали горючим американские военные корабли и самолеты на европейских базах.
Албания, где расположен Porto Romano, имеет сухопутную границу с Грецией и находится недалеко от побережий Хорватии и Италии, что делает ее удобной точкой для транспортировки контрабандных грузов.
"К теневой схеме активно вовлечена и Ливия. Поставки осуществляются преимущественно из порта в Бенгази. Хотя Ливия является крупным производителем нефти, у страны нет достаточных мощностей для ее переработки. Этим пользуется Россия, имеющая связи с группировкой генерала Халифа Хафтара. По данным Комиссии ООН2 с марта 202 совершено по меньшей мере 185 подозрительных рейсов разными танкерами", — отметил Баньоли.
Таким образом, несмотря на международные санкции и эмбарго, Россия продолжает получать доходы от экспорта нефти и дизеля, используя коррупционные и теневые схемы через порты третьих стран. Эти доходы напрямую поддерживают военную машину Кремля, позволяя ему финансировать войну против Украины и удерживать аппарат репрессий внутри страны.
Как сообщал "Апостроф", Словения присоединится к новой инициативе PURL, в рамках которой НАТО предоставляют средства на закупку американского оружия для помощи Вооруженным силам.