Украина переживает некий хаос, когда старая система сломана, а новая еще не выстроена.
Об этом рассказал "Апострофу", советский диссидент, глава Ассоциации еврейских общественных организаций и общин Украины Иосиф Зисельс.
"У нас сломана старая система отношений, которая существовала в Советском Союзе, как в одном из образов Евразии. Будущее европейское, если мы, дай Бог, дойдем до Европы, еще не построено. Мы сейчас находимся в хаотическом состоянии: 45 миллионов хаотически двигается, но эта система потихоньку сдвигается на Запад. В хаотическом состоянии очень трудно уловить какие-то важные тенденции: некоторые могут, некоторые нет. Характеристика хаотической системы отношений - когда старая система сломана и формально, и неформально, а новая еще не выстроена, они будут выкристаллизовываться из этого хаоса, который представляют сегодня собой", - убежден эксперт.
По его словам, государство мало работает над выстраиванием новых институций, нужных для создания порядка в стране.
"Я бы сравнил это с абстинентным синдромом, с ломкой наркомана, которому перестали давать наркотики. Идеология и насилие в Советском Союзе - это было сродни наркотику, люди к ним привыкли. Поэтому, когда это отпало, хотя лжи и сегодня хватает, идеологии, правда, нет в таком виде, - люди почувствовали вот эту ломку. Они деморализованы, они дезориентированы. Из этого хаоса должно вырастать что-то другое, и на это работает гражданское общество. К сожалению, государство мало на это работает - на выстраивание новых отношений, новых институций. Государство должно способствовать гражданскому обществу, поскольку более чувствительно, лучше понимает, как выстраивать новые отношения, новые институции. Поэтому надо не только воевать с нарушениями закона, я это говорю по поводу коррупции, а воспитывать уважение к закону. Потому что коррупция - это производная от неуважения к закону", - заявил Зисельс.
Более детально о том, как преодолеть хаос в стране читайте в материале "Апострофа": Украина деморализована, у нее абстинентный синдром после СССР - советский диссидент.