Министерство иностранных дел обратилось к странам-подписантам Будапештского меморандума "с требованием проведения срочных консультаций с целью обеспечения полного соблюдения обязательств и немедленного прекращения агрессии РФ против Украины". Такое сообщение в среду, 5 декабря, появилось на сайте МИДа. Есть ли смысл реанимировать соглашение, которое де-факто оказалось нерабочим, и для чего власть это делает, разбирался "Апостроф".

Крайних нет

Будапештский меморандум – международное соглашение, подписанное 5 декабря 1994 года, которое гарантировало Украине безопасность и территориальную целостность в обмен на отказ от ядерного оружия. Подписанты меморандума – США, Великобритания и, по иронии истории, Россия. Эти страны гарантировали Украине безопасность от них же самих: что никакое их оружие не будет использоваться против Украины, в том числе и ядерное, а также отказались от мер экономического давления на нашу страну.

При этом, согласно тексту меморандума, если Украина станет жертвой акта агрессии с применением ядерного оружия, или хотя бы получит такие угрозы в свой адрес, страны-подписанты лишь обязуются "добиваться немедленных действий со стороны Совета Безопасности Организации Объединенных Наций с целью оказания помощи Украине". Так гласит 4 пункт документа. То есть в случае агрессии против Украины, например, американцы не должны немедленно поднимать в воздух свои F-35, а британцы спускать на воду подлодки, а только "добиваться немедленных действий".

Согласно пункту 6 этого соглашения, если встает вопрос по обязательствам стран-подписантов относительно обеспечения украинской безопасности, то США, Украина, РФ и Великобритания "будут проводить консультации". Не обязаны проводить, а только "будут проводить". А в сентябре 2014 года глава МИДа Павел Климкин уже инициировал такие консультации.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Мы спросили подписантов Будапештского меморандума о немедленных консультациях. Конечно, Россия этого не хочет", - говорил 4 года назад Климкин.

gallery/1684/122069

Но очевидно, консультироваться не хотели Великобритания и США, а не только Россия - ведь никаких конкретных мер предпринято не было, и в 2014 году агрессия РФ только продолжала нарастать. Почему же сейчас должна быть другая история? Да, за 4 года лидеры США и Великобритании поменялись, да, список преступлений Путина значительно расширился, но в тексте меморандума не предусмотрено никаких санкций для государств, которые отказываются выполнять свои обязательства.

Две цели

Страны-подписанты могут собраться для консультаций без РФ, но какой будет результат? Дипломаты, опрошенные "Апострофом", отмечают, что результата, скорее всего не будет.

"Это очередная попытка завести механизм, который не работает, - уверяет "Апостроф" экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко. - Другие площадки показали бесперспективность, и по идее на этой площадке можно обсуждать эти темы. Но можно создать множество площадок и пригласить туда кого угодно, но если это будут площадки для разговоров, а не принятия решений, то особых результатов не будет. Если представить, что за одним столом соберутся США, Великобритания, Украина и решат, что согласно Будапештского меморандума нужно наказать Россию, и сделают это, тогда такой формат будет иметь смысл. А если после такой встречи заявят об очередной "глубокой обеспокоенности", тогда смысла нет. Позиция должна быть четкой, жесткой и по-настоящему карательной. Хотя слово "покарать" в европейских головах никак не вмещается. Они продолжают уговоры, которые на Путина не действуют".

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"По большому счету все, что происходит после 25 ноября, это то, что должно было происходить изначально в феврале 2014 года, - добавил "Апострофу" дипломат Александр Хара. – Власть должна была демонстрировать готовность защищать страну, вводить военное положение, инициировать консультации по Будапештскому меморандуму. Сейчас же это обусловлено приближением выборов, и президенту нужно делать вид, что он предпринимает все, чтобы отбить перспективную атаку россиян. Однозначно сейчас это политиканство".

Впрочем, попытки реанимировать формат Будапешта могут иметь успех в двух случаях. Первый - Украине действительно есть что предложить США и Великобритании.

gallery/1684/122070

"С точки зрения минского формата, мы понимаем, что он не действует. Соответственно нужен либо какой-то внешний толчок, либо какое-то изменение формата, - поясняет "Апострофу" аналитик Украинского института будущего Игар Тышкевич. – Идея формализовать участие США в переговорах, привлечь Великобританию, имеет право на жизнь, если будут конкретные предложения с нашей стороны. Если же это будет просто апелляция к разговору, то успеха не будет, ведь у каждой страны свои проблемы. Поэтому все зависит от того, насколько внятные предложения поступят от Украины: мы должны определить не только формат, но и сказать, что должны получить в результате, на какие компромиссы готовы идти, каких гарантий хотим, если пойдем на компромисс".

Второй вариант успеха – если консультации не самоцель, а только средство для ее достижения.

"Сам по себе такой шаг бессмысленный, ведь понятно, чем все может обернуться. Кроме консультаций в Совбезе ООН, никаких механизмов реагирования на применение против Украины силы, меморандум не содержит. А чем могут завершиться любые консультации в ООН, мы понимаем, - отмечает в комментарии "Апострофу" дипломат Богдан Яременко. – Поэтому смысл есть только в том случае, если МИД имеет многоходовую комбинацию, например, неспособность мирового сообщества эффективно выполнить даже очень общие и размытые обязательства перед Украиной, которые содержит меморандум, использовать для дальнейших шагов. Например, выхода из каких-то соглашений, объявлении о каких-то намерениях, создании новых типов вооружения. Но возможность разыгрывания Киевом такой многоходовой комбинации у меня вызывает очень серьезный скепсис".

Однако скрытой целью может быть даже не внешнеполитический успех и желание наказать Россию, а внутренние политические задачи.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Минские соглашения мертвы, и это понимают все политические игроки. Но для президента признать, что Минск – полный тупик, означает перечеркнуть то, что он называл успешной внешней политикой на протяжении последних пяти лет. – говорит Тышкевич. – В то же время, тему апелляции к Будапештскому меморандуму сейчас поднимают многие политики (в предвыборной программе Юлии Тимошенко "Новый курс", Будапештский меморандум значится как победная стратегия в переговорах с РФ, - "Апостроф"). Все те, кто критикует Порошенко, резко заговорили о Будапештском меморандуме. Естественно, Порошенко необходимо каким-то образом отреагировать. И здесь срабатывает старый принцип: не можешь что-то предотвратить – возглавь. Потушить волну интереса к этой идеи пока невозможно, поэтому необходимо сыграть на опережение и самому выйти с этой инициативой. И не важно насколько она будет проработанной или оправданной. В случае успеха, можно сказать, что вот мы молодцы, мы нашли новый формат. Если провал, то дискредитируется сама идея нового формата, Петр Алексеевич выходит и говорит, что пытались, но ничего не получилось, а раз так, то все наши оппоненты ничего не смыслят во внешней политике".