На днях в сети появилось видео конфликта патрульных полицейских и судьи Пятого апелляционного административного суда Одессы Дмитрия Запорожана. Высокопоставленные фигуранты и нецензурная брань сделали ролик вирусным, за счет чего его подхватили едва ли не все СМИ. Однако мало, кто разобрался с тем, почему судья так резко отреагировал на задержание и почему видео, снятое в мае, опубликовали только сейчас – аккурат накануне заседания Совета судей. В нашем распоряжении оказались документы, позволяющие пролить свет на происшествие, которое все больше походит на тщательно срежиссированный конфликт. Подробнее об этом - в нашем расследовании.

По словам судьи, полицейские приехали к дому Дмитрия Запорожана, чтобы отвезти его в областное отделение милиции и принудить к даче "нужных" показаний относительно январского ДТП, виновником которого он якобы был. Так, по версии следствия, Запорожан за рулем Mercedes ML250 повредил припаркованный во дворе на Французском бульваре Nissan и скрылся с места происшествия. Со своей стороны, Дмитрий Запорожан заявил, что ДТП фейковое – его выдумали для шантажа и вымогательства.

Со стороны защиты, нестыковки начинаются с самого видео. В сеть слили только один фрагмент – скульминацией конфликта. С чего все началось и почему судья настолько взволнован при общении с вроде бы абсолютно спокойными полицейскими, осталось за кадром. Как оказалось позже, поводов для волнения у судьи было предостаточно.

picture

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

picture

В объяснении собранию судей Пятого апелляционного админсуда он рассказал, что с января группа неизвестных вымогает от него оплатить "долг" за то самое ДТП, произошедшее 25 января 2019 года. Причем составленная по собственному усмотрению калькуляция варьировалась от 1,5 до 5 тысяч долларов. Отказавшись платить, судья начал получать телефонные звонки с угрозами.

Кроме того, по его словам, на резонансном видео не оказалось многого: съемку вели обрывками, полицейские постоянно включали и выключали камеры. На видео не видно, что мужчины в форме полицейских приехали не на служебном авто и отказались предъявить удостоверение. Они проигнорировали вопросы об основаниях задержания. Далее, по словам судьи, силой вытащили его из машины, в которой кроме него находилась его бывшая супруга и малолетние дети. Потребовали поехать с ними для дачи показаний, признать вину и выплатить компенсацию.

После отказа сесть в авто судью попытались усадить в него силой: толкали, пытались схватить и заломить руки, якобы, били по спине и голове.

"Блокировали машину жены, так сильно хлопнули дверью, что едва не повредили ноги сыну, который попытался выйти. Фактически меня пытались отвезти в неизвестном направлении и, учитывая, что раньше я получал угрозы физической расправы за непогашение несуществующего долга, я засомневался, что передо мной сотрудники полиции. Я испугался за детей, бывшую жену и самого себя", – рассказал Дмитрий Запорожан. Он заявил, что данные факты не оправдывают его поведения, однако попросил судей учесть их при рассмотрении дела.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Одним из полицейских оказался инспектор отдела розыска ДТП УПП в Одесской области Николай Русов. По заявлению судьи прокуратура открыла против него уголовное производство по трем статьям Уголовного кодекса. В том числе за вымогательство по предварительному сговору с использованием служебного положения, покушение на незаконное задержание и незаконный привод, превышение власти и должностных полномочий, угрозу нанесения тяжелых телесных повреждений. Он угрожал судье "встретиться вечером без форменной одежды и поговорить как мужчина с мужчиной". Он же звонил ему после ДТП и призывал "рассчитаться с людьми", в противном случае грозил другими "неприятными мерами".

picture

По мнению Запорожана, Русов – одиниз тех, кто фальсифицировал дело о ДТП в интересах "пострадавшей". За полгода следствие так и не смогло установить факт происшествия. Собственник "Мерседеса" Руслан Косюга заявил, что в период с 1 января по 20 февраля его авто не попадало в ДТП, на нем нет ни единого характерного повреждения. В течение 2019 года к нему не обращались полицейские по поводу возможного ДТП с участием его авто. Более того, Косюга никогда не передавал право на вождение судье Запорожану.

picture

"Статья 124 Кодекса об административных правонарушениях определяет: не может быть ДТП с участием одного поврежденного автомобиля и двух водителей в случае, если один автомобиль стоял, а другой в него врезался. В материалах дела нет никаких доказательств и даже предположений о том, что на втором автомобиле есть какие-то повреждения", – объясняет нам в комментарии адвокат Евгений Подопригора.

Не меньше вопросов вызывают действия "пострадавшей". Например, она не смогла вспомнить точную дату и место происшествия. Женщина написала заявление об аварии спустя два дня, предварительно перегнав свой "Ниссан" на другое место. Она пытается получить "компенсацию" сразу от двух источников – и от страховой, и от судьи, что в законе называется мошенничеством. Судя по состоянию "Ниссана", в подобного рода ДТП он попадает регулярно и, возможно, даже обеспечивает своей владелице стабильный заработок.

Так, во дворе было несколько автомобилей, попавших в ДТП с авто "пострадавшей" именно 25 января, о чем свидетельствует видеозапись с одного из видеорегистраторов. "Содействие" схеме со стороны полицейских налицо: Русов с напарником не опросили собственника другого авто, не объявили его в розыск, не выявили повреждений и даже схему ДТП не составили. Приморский райсуд рассматривал дело 3 месяца вместо положенных 10 дней. В результате закрыл по истечению сроков давности. Запорожан такое решение обжаловал и попросил Одесский апелляционный суд либо установить его вину, либо закрыть дело в связи с отсутствием состава преступления. Заседание назначено на 24 сентября.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Дмитрий Запорожан допускает, что видео опубликовали спустя почти три месяца, чтобы "подогреть" общественность к началу рассмотрения. Другой возможный мотив – его профессиональная деятельность. Он рассматривает резонансное дело о застройке Гагаринского плато в Одессе: лакомые 90 гектаров у самого Черного моря.

"Давление на суд и персонально на меня есть. Приходят активисты и говорят, что надо меня за решетку отправить, если приму решение, которое им не понравится. Пробитые колеса, угрозы, шантаж – я все это регулярно прохожу с 2005 года", – сказал судья.

Эта ситуация – один из многочисленных примеров, как мошенники под прикрытием правоохранительных органов могут превратить в ад жизнь любого. Если они не боятся ни закона, ни особого статуса судей, то чего от них ожидать всем остальным? Реформа и люстрация не сработали: оборотни сохранили погоны и, похоже, чувствуют себя в полной безопасности.