Российская пропаганда, транслируемая за рубеж, похожа на информационную войну, цель которой не убедить противника, а запутать, сбить с толку, внести раздор между союзниками.

Об этом говорится в материале российского издания Слон.ру.

В материале говорится, что российская пропаганда использует приемы, которые были описаны еще в первой половине прошлого века.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Эффективность их не меняется, потому что российский пропагандист, как и любой другой, пользуется дефектами логики и искажениями восприятия, присущими любому человеку независимо от его национальности и эрудиции", – говорится в материале.

Так одним из методов является "навешивание ярлыков" или Name-calling.

"Это самый простой и очевидный прием, используемый в российской пропаганде, транслируемой как на домашнюю, так и на зарубежную аудиторию. К идеологическому противнику пропагандист применяет слова, вызывающие у слушателя исключительно негативные ассоциации. С их помощью можно манипулировать страхом и ненавистью. В сегодняшней российской пропаганде – это "хунта", "бандеровцы" и "фашисты", – говорится в материале.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Следующим методом является "сверкающие обобщения" или glittering generalities.

"При помощи таких обобщений пропагандист переносит вес некоего универсального понятия на свое сообщение с целью убедить слушателя принять его, не подвергая сомнению. Такими понятиями могут быть "народ", "патриотизм", "духовность" или "традиционные ценности", – говорится в статье.

Еще один метод "перенос" или transfer device.

"При помощи этого приема пропагандист для усиления своего сообщения пользуется именем некой личности, организации, социальной группы или общественного института, обладающего престижем или влиянием в обществе: например, священников или ветеранов. Перенос тесно связан с использованием ярких образов: национального флага, религиозных символов, портрета президента. А может быть и наоборот: чтобы подчеркнуть злодейскую сущность украинской власти и угнетение русскоязычного населения Донбасса, в выпусках новостей используются архивные кадры с марширующими гитлеровскими солдатами, а в статьях – натянутые исторические аналогии", – отмечает автор материала.

Следующий метод – "свидетельство" или testimonial. Пропагандист может привлечь на свою сторону как эксперта по какому-то вопросу, так и просто популярного у зрителей человека, чьи политические взгляды не имеют никакого отношения к его таланту или успеху. Примером может служить французский актер Жерар Депардье, который радовался получению российского паспорта.

Еще один метод носит название "простой парень" или plain folks.

"Кадры, на которых Обама с аппетитом уплетает гамбургер, а Путин рыбачит, – классический прием "простой парень", – отмечает издание.

Целью этого метода является демонстрация избирателям "я такой же, как вы".

"Туз в рукаве" или Card stacking – относится к избирательному использованию фактов, когда одни замалчиваются, а другие, второстепенные, наоборот, выпячиваются.

"Запрыгивай на телегу" или Bandwagon – это апелляция к большинству, к стадному инстинкту, присущему любому человеку.

Еще один метод – это логические уловки, которые искажают логику, приводят к разрыву между предпосылками и выводами, приводящие к неверной аргументации.

"Какнасчетизм", термин который появился в 2007 году с подачи американского журналиста Эдварда Лукаса.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"В ответ на любую критику в адрес России те, пишет Лукас, прибегали к старому аргументу советской пропаганды: в России нет свободы прессы – а как насчет нарушений свободы слова в самой Британии? Прием этот в советской прессе был настолько популярен, что про него есть классический анекдот. "Голос Америки" спрашивает у армянского радио: "Какая зарплата у советского рабочего?" После долгой паузы армянское радио отвечает: "А зато у вас негров линчуют!", – говорится в материале.

"Какнасчетизм" в современном виде – это модификация классической логической ошибки (или уловки), то есть "сам такой": вместо того, чтобы ответить на обвинение по сути.

Следующий метод "анекдотическое свидетельство" – это частный случай, который пропагандист использует, чтобы сделать некий общий вывод, подтверждающий его точку зрения. Например, когда личный опыт одного человека используется как доказательство общей картины.

"Пугало" – при помощи этого приема пропагандист подменяет аргумент своего оппонента на неверный, более слабый или глупый и спорит с "соломенным чучелом".

"Ложная дилемма" – пропагандист ставит слушателя перед вымышленным выбором только из двух взаимоисключающих вариантов. Например: "У России может быть только свой, особый путь развития, иначе она погибнет". В действительности у России может быть масса возможных путей, ни один из которых не приведет к распаду страны.

Это только часть уловок, которые используются в российской пропаганде.

Как сообщал "Апостроф", журналист российского телеканала НТВ Константин Гольденцвайг рассказывал, как работает российская пропаганда.