Верховная рада поддержала правительственный законопроект, позволяющий Кабинету министров и Киевсовету вводить мораторий на выплату внешних долгов. Это позволит правительству Арсения Яценюка перейти, по сути, к шантажу кредиторов, в число которых входит и Россия, для того, чтобы ускорить переговоры с ними и добиться списания части долга, на что держатели украинских ценных бумаг пока не идут. Эксперты считают идею правительства удачной и не исключают, что таким образом удастся достичь если не списания части долга, то, по крайней мере, снижения процентной ставки. При этом о дефолте Украины говорить пока рано, а вот падение гривны из-за паники — вполне возможно.
Кабинет министров предложил Верховной Раде позволить правительству и Киевсовету в случае необходимости вводить мораторий на выплату внешних долгов. Соответствующий законопроект "Об особенностях осуществления сделок с государственным, гарантированным государством долгом и местным долгом" (№2898), а также изменения в Бюджетный кодекс (№2899) правительство внесло в парламент. Документ был одобрен на заседании Кабмина во вторник, 19 мая. В нем говорится, что Кабинет министров "имеет право принимать решение о временном приостановлении осуществления платежей по всем или некоторым соответствующим долговым обязательствам": "Временная остановка осуществления платежей вводится по каждому долговому обязательству на срок до совершения такой сделки (сделок) и изменения условий соответствующего заимствования по всем кредиторам". Перечень долговых обязательств, на которые может быть наложен мораторий, содержится в дополнении к законопроекту. В этот перечень входит и выплата $3 млрд Российской Федерации (см. таблицу).
Источники "Апострофа" в правительстве отмечают, что категорический отказ РФ реструктуризировать этот долг негативно отражается на переговорном процессе с другими кредиторами. "Россияне просто выкручивают нам руки и сбивают весь процесс. Они говорят — мы не идем на реструктуризацию. Это слышат другие кредиторы и говорят, что если вы россиянам будете платить, то требовать от нас реструктуризации — нечестно", — отметил собеседник издания.
Инициатива по введению моратория касается исключительно частных кредиторов и не будет распространяться на долги госбанков, отметил премьер-министр Арсений Яценюк, представляя законопроект в парламенте. "Сейчас правительство просит вас дать право Кабинету министров, подчеркиваю — право! А мы решим, воспользоваться им или нет", — заявил господин Яценюк.
Источники в правительстве сообщили "Апострофу", что введение моратория является вынужденным шагом и, по сути, шантажом кредиторов, чтобы добиться от них реструктуризации долга. На сегодняшний день возможны два варианта такой реструктуризации — продлить выплату долгов на 10 лет, выплачивая небольшими долями, или списать часть долга.
При этом в правительстве пытаются добиться сокращения размера выплат. "Вариант реструктуризации долга на 10 лет для нас абсолютно не подходит. Это означает, что Кабмин просто снимает с себя ответственность и перекладывает его на следующие правительства", — отметил в беседе с корреспондентом "Апострофа" источник в правительстве.
Он подчеркнул, что и премьер-министр Арсений Яценюк, и министр финансов Наталья Яресько принципиально не согласны с таким вариантом и считают возможным лишь списание части долга: "Мы просим наших кредиторов пойти навстречу Украине. Размер списания может быть и 50% и 60% — чем больше, тем лучше". В Кабмине считают это единственно возможным на сегодняшний день вариантом сокращения госдолга и заявляют, что экономить средства в стране уже нет возможности: "На сегодняшний день возможности сокращать бюджет практически нет. Даже если это и сделать, то проблему это не решит".
В текущем году, по данным Кабмина, общий объем долга составляет $16 млрд, из которых внешний — $12 млрд и внутренний — $4 млрд. При этом объем заимствований составит лишь $8 млрд. За 4 года Украине следует выплатить $30 млрд внешних и $17 млрд внутренних кредитов. Из ожидаемых $25 млрд заимствований от МВФ и других источников, учитывая то, что часть средств идет на счета Национального банка, правительство рассчитывает лишь на $12-15 млрд. В итоге дыра, по сути, составляет $32 млрд.
В правительстве были уверены, что Верховная рада примет предложенные законопроекты уже во вторник. И действительно, депутаты одобрили их без подробного обсуждения. В Кабмине не сомневаются, что документ будет подписан президентом Петром Порошенко. "С президентом проекты законов обсуждались и он их поддержал", — заявил источник "Апострофа" в правительстве. При этом МВФ также не будет против, отметил собеседник.
По мнению главы совета Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ), члена совета Нацбанка Романа Шпека, после такой инициативы Кабмина кредиторы станут более сговорчивыми. "Считаю, что это — ожидаемый и согласованный, в частности, с МВФ шаг. Думаю, что он положительно повлияет на переговоры. Однако ситуация будет требовать от правительства более тщательной и внимательной работы с держателями облигаций. Даже имея в руках такой инструмент, мы должны работать путем убеждения, а не принуждения", — заявил господин Шпек "Апострофу". По его мнению, на данном этапе говорить о каком-либо дефолте — преждевременно.
Такого же мнения придерживается и старший экономист Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Александр Жолудь: "Дефолтом ситуацию можно будет считать, когда закон будет применен. Пока правительству предоставляется право вводить мораторий. Это скорее очередная попытка укрепить нашу позицию в переговорах, учитывая то, что мы хотим списания части долга, снижения процента и продления срока выплат, а кредиторы пока соглашаются лишь на продление сроков. Думаю, что пока кредиторы не уверены, что Украина может пойти на дефолт и не идут на уступки". Александр Жолудь также считает, что учитывая то, что вопрос реструктуризации долга прописан в программе сотрудничества с МВФ, фонд также поддержит инициативу правительства.
Однако главный финансовый аналитик РА "Эксперт-Рейтинг" Виталий Шапран — более сдержан в оценках. "Правительство таким образом показывает кредиторам, что намерения Минфина — достаточно серьезны. Если говорить о результате, то договориться о списании вряд ли удастся. Думаю, скорее всего, можно будет добиться успеха в снижении ставок. Для Минфина это тоже очень важно. Если же получится списание долгов, то это будет вообще замечательно", — отметил господин Шапран.
Вместе с тем в правительстве не исключают, что инициатива Кабмина может привести к незначительному падению курса гривны. Такого же мнения придерживаются и эксперты. "У нас выход на частные внешние рынки и так закрыт, и это не должно серьезно повлиять на приток валюты в страну. Курс будет больше зависеть от операций по текущему счету, то есть — от экспорта-импорта. Если будет падение гривны, то незначительное и исключительно из-за паники", — отметил господин Жолудь.
ПЕРЕЛІК
зовнішніх боргових зобов’язань, щодо яких планується
вчинення правочинів стосовно зміни умов запозичень
Боргове зобов’язання, рік виникнення | Рік погашення |
Облігації зовнішньої державної позики: | |
2005 | 2015 |
2006 | 2016 |
2007 | 2017 |
2010 | 2020 |
2010 | 2015 |
2011 | 2021 |
2011 | 2016 |
2012 | 2017 |
2012 |
2022 |
2013 |
2023 |
2013 | 2015 |
Зовнішні запозичення суб’єктів господарювання державного сектору економіки: | |
єврооблігації державного підприємства “Фінансування інфраструктурних проектів”, випущені під державні гарантії у 2010, 2011, 2012 роках |
2017, 2018, 2017 |
кредити Укравтодору, залучені під державні гарантії у 2005, 2006, 2009, 2010, 2011 роках |
2015, 2016, 2017, 2015, 2016 |
кредит державного підприємства “Конструкторське бюро “Південне” імені М. К. Янгеля”, залучений під державну гарантію у 2011 році | 2018 |
кредит державного підприємства для постачання медичних установ “Укрмедпостач”, залучений під державну гарантію у 2009 році | 2020 |
Місцевий борг за місцевими зовнішніми запозиченнями: | |
місцеві зовнішні запозичення Київської міської ради, випущені у 2005 і 2011 роках | 2015, 2016 |
Данные официального веб-портала Верховной Рады Украины