RU  UA  EN

Пʼятниця, 19 квітня
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 41.90
НБУ:USD  39.35
Бізнес

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Уменьшение ренты приводит к увеличению добычи, - Deloitte

Фото: EPA/UPG

Достижение энергетической независимости — гарантия политической безопасности Украины. Но украинская энергетика покоится на 2 китах: ядерное топливо и углеводороды. По обоим направлением страна критически зависима от импорта, преимущественно из России. После смены политического курса стране удалось достичь заметного успеха в диверсификации поставок одного из основных видов сырья — природного газа. С осени прошлого года Украина не покупает его в России, обеспечивая потребности реверсными поставками из стран-членов ЕС. Однако реверс – временное и не наилучшее решение. Газ из ЕС на 30-40% все-таки российский, и прибыль от его продажи идет в бюджет РФ. То есть, даже отказавшись от прямых поставок из РФ, мы все же дотируем страну-агрессора. С другой стороны, пока никто не уверен в том, что после 2019 года Россия продолжит транзит в ЕС по украинской ГТС в таком объеме, который бы позволил и дальше осуществлять реверсные поставки.

Очевидно, что стратегический путь для Украины - развитие собственной газодобычи. Газ в стране есть. Существуют разные оценки – 1 трлн куб м "определенной степени достоверности". При этом 679 млрд кубов подтвержденных запасов. А есть 285 млрд подтвержденных запасов, чья добыча экономически целесообразна при актуальных ценах.

Но в реальности добыча природного газа в Украине падает. Без учета временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и части зоны проведения антитеррористической операции в январе-декабре 2015 г. добыча, по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., сократилась на 3,1% - до 19,2 млрд куб. м.

Среди основных причин уменьшения добычи называют как неэффективность газового монополиста "Укргаздобыча", так и плохой бизнес климат, не сопутствующий желанию инвесторов вкладывать деньги в газдобычу, не говоря уже о высоком уровне ренты (70%), который установил парламент с подачи Кабмина для добывающих компаний. Такой уровень делает невозможными инвестиции в геологоразведку, бурение и закупку нового оборудования, вследствие чего продолжается падение добычи.

Минэнергоугля изучает способы увеличения внутренней добычи путем изменений в налоговую систему для компаний нефтедобывающей отрасли. Все понимают, что важная часть стимулирования роста добычи — сбалансированная налоговая политика. Украина - не единственная страна, которая ищет баланс между обеспечением энергетической независимости и необходимостью наполнения бюджета. Недавно международная консалтинговая компания Deloitte представила сводные результаты исследования с анализом ренты и подобных налогов в европейских странах. Страны ЕС пришли к выводу, что снижение ренты и расширение базы налогообложения (объем добытого газа) отвечают национальным интересам больше, чем высокая или, как в случае с Украиной, сверхвысокая рента, которая одномоментно увеличивает поступления в бюджет, но также снижает и энергетическую безопасность, и доходы бюджета даже в краткосрочной перспективе.

Предлагаем исследование для ознакомления (с сокращениями).

Фактическая рента

Налоговая и нормативно-правовая база играют важную роль в экономике нефтегазового сектора, учитывая его длительный бизнес-цикл. По поручению Federatia Patronala de Petrol si Gaze (FPPG) Deloitte провела краткий анализ и выпустила отчет с обзором ставок ренты и подобных налогов в разных странах Европы в виде процента от дохода (Полностью документ доступен здесь). При анализе отчета необходимо учитывать, что месторождения различаются между собой, особенно если они расположены в разных странах. Рента и налоги, специфические для отрасли, зависят от национальных приоритетов, реалий рынка, в течение последних месяцев они также подверглись воздействию или находятся в процессе пересмотра в связи со значительным снижением цен на нефть.

В большинстве стран со значительным объемом добычи нефти и газа наблюдается тенденция к снижению ставок.

Несмотря на все ограничения, которые могли повлиять на результаты, простой средний арифметический показатель для европейских добывающих стран составляет 11,7%, в то время как средний показатель наиболее сравниваемых с европейскими добывающими странами на основе производительности скважин составляет 7,5%.

При сравнении средних показателей, поддающихся наблюдению, ренты и подобных налогов в 2014 и 2013 годах наблюдаются следующие основные изменения:

Румыния: средний показатель ренты и подобных налогов вырос с 13,9% (9м/14) до 15,0% (12м/14) и в 15,7% (6м/15).

Эта тенденция является результатом:

- Большей части добычи газа против нефти.

  • Общей структуры добычи: газ облагается дополнительным налогом в размере 60%. Средняя цена газа для потребителей, кроме домохозяйств, возросла с 58,7 лей / МВтч в течение 2013 года до 85,1 лей / МВтч в течение 2014 года. Средняя цена газа для домохозяйств выросла с 47,4 лей / МВтч до 52,3 лей / МВтч.
  • Хотя цена на нефть снизилась во второй половине 2014 года, формула расчета ренты использует цену предыдущих 3 месяцев в условиях падения рынка, что привело к высшему проценту ренты.

Италия: средний показатель уменьшился с 14,4% (2013) до 11,7% (2014). Страна использовала дополнительный налог на прибыль для нефтегазовых и энергетических компаний. Номинальная ставка дополнительного налога на прибыль уменьшилась с 10,5% (2013) до 6,5% (2014). Это в сочетании с более низкой доходностью в результате снижения цен в 2014 году и привело к общему уменьшению показателя.

Великобритания: средний показатель уменьшился с 11,3% (2013) до 6% (2014).

Необходимо отметить ряд факторов 2014:

  • Общее снижение средней совокупной цены нефти и газа.
  • Изменение стадии разработки месторождений, требующих капиталовложений, означало увеличение инвестиций с 14,4 млрд фунтов до 14.8 млрд фунтов, в то время как фактическая добыча уменьшилась ориентировочно на 2%.
  • Операционные расходы выросли с 8,9 млрд фунтов до 9,6 млрд фунтов.
  • Структура добычи включала высокий показатель объема газа меньшей стоимости, чем нефти.
  • Структурные вопросы, касающиеся значительного количества маржинальных месторождений, требующих различных дотаций и льгот, а именно небольших месторождений, значительно истощенных месторождений и др.

Норвегия: средний показатель уменьшился с 22,5% (2012) до 18,8% (2014) за счет более низкой доходности в 2014 году по сравнению с 2012 годом вследствие снижения средней цены реализации нефти - 90,6 $ / баррель (2014) против 104,5 $ / баррель (2012). А также из-за снижения средней цены реализации на газ - 1,57 крон/скм против 1,84 крон/скм. Наряду с этим рост инвестиций в 2014 и 2013 гг. против 2012 и 2011 гг. привел к росту суммы амортизации. Также увеличены расходы на исследования 2014 против 2012 (расходы на исследования полностью подлежат учету для целей налогообложения на момент их возникновения).

Венгрия: средний показатель уменьшился с 25,3% (2013) до 22,9% (2014) за счет уменьшения ставок ренты на нефть и газ на 6% в 4-м квартале 2014 года для большинства месторождений, поскольку цена нефти марки Brent была ниже 80$/баррель. Зато в 2013 ставки ренты были высокими, поскольку цена на Brent превышала 90$/баррель. Такое снижение ставок ренты на 6% в четвертом квартале 2014 года предусмотрено статьей Горного права. Для месторождений газа, введенных в эксплуатацию до 1998 года, формула содержит механизм, приводящий к постепенному снижению ставок ренты за счет коэффициента.

Австрия: средний показатель ренты увеличился с 17,6% (2013) до 21,2% (2014) за счет того, что в течение 2014 года номинальные ставки ренты выросли по сравнению с 2013 годом и для нефти, и для газа.

Германия: средний показатель ренты и подобных налогов уменьшился с 18,6% (2013) до 17,3% (2014). Это произошло в основном вследствие снижения ренты на газ из Нижней Саксонии (74,5% общей ренты в 2014 году по сравнению с 76,3% в 2013 г.).

Франция: средний показатель ренты и подобных налогов увеличился с 3,9% (2012) до 6,6% (2014) (информация по 2013 на выходе нашего предыдущего отчета отсутствовала) за счет низкого уровня добычи газа 0,07 мкм в 2014 против 1,08 мкм в 2012 г.; добыча газа облагается 0% рентой за счет низкого показателя производительности месторождений против ренты на нефть в 0-9%.

Эффективные ставки ренты и подобных налогов, которые поддаются наблюдению Delloite, сентябрь 2015 г.
1 / 1

Изменения налогового режима (2014-2015)

Великобритания

  • Углубленные консультации с отраслью о мерах стимулирования инвестиций и сохранения рабочих мест в нефтегазовом секторе в Северном море.
  • Сокращение дополнительных начислений ("ДН") с 32% до 20%, начиная с 01.01.2015.
  • Снижение налога на доходы от продажи нефтепродуктов ("ПДПН") с 50% до 35% для периодов, которые завершаются после 31.12.2015.
  • Налоговые льготы в размере 62,5% для инвестиций, введенные после 1 апреля 2015 года:

• Переходные положения будут применяться к месторождениям, которые получали другие виды помощи.

  • Введение налоговых льгот в размере 62,5% для инвестиций в нефтегазовые проекты, разрабатываемые под высоким давлением и высокой температурой, с куста скважин, поощряет исследования и оценку окружающей территории.
  • Продление до 10 лет срока применения специальной надбавки "ring fence" (ущерб, связанный исключительно с деятельностью по добыче нефти и газа), которое позволяет компании на 10% увеличить совокупное значение конечного ущерба, по состоянию на конец учетного периода. Ранее разрешалось обращаться за прибавкой не более 6 раз.

Италия

  • В феврале 2015 дополнительный налог на прибыль (6,5% в 2015), который применялся в нескольких отраслях промышленности, в частности добычи нефти и газа, было объявлено неконституционным.
  • Дополнительный налог на прибыль не будет применяться, начиная со дня опубликования решения Конституционного Суда.
  • Германия - Нижняя Саксония Уменьшение ренты, начиная с 01.01.2015:
  • Газ 7,5% - 30% вместо 9,25% - 37%.
  • Нефть: 0% / 9% / 18% вместо 0% / 9,5% / 19%.
  • Германия - Шлезвиг-Гольштейн
  • Применение ренты с переменной шкалой с привязкой к ценам на нефть по ставкам 21-40%, начиная с 01.01.2015; для цены на нефть до 556 EUR / т ставка ренты составляет 21%.
  • Рента на газ для месторождений, находящихся в разработке, удерживается на уровне 18%, зато для новых месторождений будет применяться рента в 40%.
  • Румыния
  • Отмена налога на строительство. Согласно новому Налоговому кодексу, налог на строительство сохраняется в 2016, и его планируется отменить с 2017 года.
  • Отмена налога на сырую нефть внутренней добычи (18,95 лей / тонну в 2015 году).
  • Венгрия - Уменьшение ренты от 12% до 2% для месторождений нетрадиционной нефти и газа и таких, которые требуют специальных методов эксплуатации месторождения.

    Эстония - Рост налога на добычу полезных ископаемых до 2 евро за тонну с 1,39 / 1,67 евро за тонну добытого нефтеносного сланца.

    Украина

    В Украине ВРУ снизила ставку рентной платы при добыче природного газа, который по фиксированной Кабмином цене продается НАК "Нафтегаз Украины" для нужд населения (на данный момент такой компанией является государственная "Укргаздобыча") с действующих 70% до 50%, начиная с 1 апреля и до 31 декабря 2016 года. Временно с 1 января по 1 апреля рента для "Укргаздобычи" сохраняется на прежнем уровне - 70%. Что касается частных компаний, то парламент снизил ставки рентной платы при добыче природного газа с целью реализации промышленным потребителям с 55-28% до 29-14% в зависимости от глубины добычи (до и свыше 5 км) с 1 января.

    В тоже время так и не изменены дискриминационные ставки ренты для добывающих предприятий разных форм собственности. В частности, 70% рента остается для предприятий, работающих на основании договоров о Совместной Деятельности. Такое решение – установить разные ставки налога в зависимости от типа договора – является своего рода "ноу-хау" правительства Арсения Яценюка, которое, кроме того, что дало негативный сигнал бизнесу и инвесторам, еще больше усилило негативные тенденции в газодобыче.

    "В мире применяются различные модели налогообложения газодобывающих компаний. Это рента, сверхвысокий налог на прибыль либо их комбинация. Украина пошла по пути ренты. Но это привело к снижению добычи, - пояснил финансовый директор компании "Карпатыгаз" Артур Сомов. - Мы в Украине уже 5 лет, и все это время реинвестировали прибыль в добычу. Так что чем больше наша прибыль, тем больше мы инвестируем и больше добываем. А с увеличением ренты упала прибыль, уменьшились инвестиции и добыча. Это прямая зависимость".

    Кроме ренты, на уровень добычи влияет огромное количество факторов, считает директор центра исследований энергетики Александр Харченко. "Но в целом при высокой ренте уровень добычи будет снижаться. Но и при слишком низкой никто не будет резко наращивать уровень инвестиций, если другие параметры (геология, экономика, технология) не благоприятны. Правительство должно искать баланс, что, кстати, хорошо иллюстрирует исследование. Все страны находят свои балансировочные уровни. А у нас для начала надо уровнять "Укргаздобычу" и коммерческих участников рынка. Для чего надо исключить политическую коррупцию. А этого нельзя сделать без реформы судов и силовых структур. Пока со стороны Президента шагов в этом направлении никаких не сделано", - считает Харченко.

    Эксперт Международного центра перспективных исследований Вадим Перебийнис предлагает правительству не заниматься удушением газодобывающих компаний, а реализовать главные принципы третьего Энергетического пакета ЕС. "Не нужно прикрываться евроинтеграцией для реализации схем контроля олигархо-политических групп над "Нафтогазом" и газовым рынком. Государство, точнее государственный контроль, должен быть исключительно за равный доступ всех компаний к транзиту. Добыча и продажа газа должны быть немедленно либерализованы. Компания "Ромашка" должна иметь те же права, что и компания "Ландыш", вне зависимости, кто является собственником этой компании – "Нафтогаз Украины", "Газ де Франс" или господин Пупкин из Жмеринки. На рынке все должны быть одинаковыми. И платить одинаковую, экономически разумную и обоснованную ренту. Она не должна превышать в Украине показателей Польши или Румынии, то есть быть на уровне 15%. А общество и Антимонопольный комитет должны жестко следить за честностью доступа на рынок, получения лицензий и так далее. Или правительство установит честные и призрачные правила игры, или даже те немногие частные инвесторы, которые еще остаются в Украине, уйдут. Хотя, возможно, это и является целью нынешней налоговой политики украинского правительства", - добавил эксперт.

    Читайте також

    Знахідка для ворога: для чого «енергоексперт» Куртєв злив в мережу дані про захист підстанцій

    Експерт з енергетики Віктор Куртєв поставив під удар енергооб'єкти України, опублікувавши у мережі креслення їх захисту