Правительство приступило к обсуждению с общественностью пакета предложений, необходимых для имплементации соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом. В то же время в ЕС направлен, по сути, черновик, в котором нет ни конкретных сроков, ни механизмов реализации всех направлений. Эксперты уверены, что документ, предложенный правительством, будет существенно изменен.
Соглашение выводят на уровень
Минэкономразвития опубликовал проект предложений к направлениям о выполнении соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Документ фактически является краткой версией соглашения. Директор департамента европейский интеграции министерства Вячеслав Цымбал пояснил А`, что предложения подготовлены в упрощенном по сравнению с текстом самого соглашения варианте, для более легкого восприятия в процессе обсуждения. «Это сделано для того, чтоб были ясны элементы программы, которые будут реализованы в секторальной сфере. Для общественных организаций мы не хотели бы давать тяжелый для восприятия документ. Сама же программа сейчас находится в активной фазе разработки»,‒ отметил Цымбал. Таким образом, участники рынка и эксперты получили возможность вносить свои замечания и предложения. Как выяснил А`, предложения, обнародованные МЭРТ, практически совпадают с текстом проекта Национальной программы имплементации соглашения, который Украина еще в начале июля передала в ЕС. В перспективе, после доработки, по словам министра иностранных дел Павла Климкина, программе планируется придать статус "национальной" и принять в виде закона, чтобы гарантировать ее бюджетное финансирование. «Выделят ли средства на евроинтеграционные процессы в нынешнем бюджете, это большой вопрос. Однако если будет подготовлена нацпрограмма и она будет принята законом, то потом никто в ходе бюджетного процесса не скажет, что мы не даем средств на интеграционные реформы. Это станет ключевым приоритетом»,‒ уточнил господин Климкин.
В проекте, изложенном на более чем 100 страницах и состоящем из 33 разделов, изложены направления деятельности в разных сферах государственного устройства ‒ от внешней политики, безопасности, трансграничного сотрудничества до охраны культурного наследия и молодежной политики. Планируется, что это станет планом развития Украины на ближайшее десятилетие. С его реализацией будет выполнен план ассоциированного членства Украины в ЕС и страна будет готова перейти к следующей стадии интеграции ‒ вступлению в Евросоюз. При этом следует отметить, что документ достаточно неконкретный: в нем много внимания уделяется текущей ситуации в той или иной сфере, но практически нет оценки рисков, экономического эффекта и объема потерь от реализации соглашения.
Напомним, что правительство еще в середине июля провело все необходимые процедуры по подготовке к ратификации соглашения об ассоциации с ЕС и направило документ в МИД для передачи президенту с последующим внесением его в парламент. 23 июля в МИДе сообщили, что работа над подготовкой соглашения к передаче главе государства завершена и в ближайшее время он поступит в администрацию президента. Однако законопроект о ратификации соглашения пока не зарегистрирован в парламенте. Более того, нет даже информации о сроках передачи его в Раду. При этом Молдавия и Грузия, 27 июня одновременно с Украиной подписавшие аналогичные соглашения, ратифицировали свои документы 2-го и 18-го июля соответственно. Официальная версия задержки с ратификацией соглашения – необходимость осуществить «некоторые технические процедуры». Однако источники в правительстве сообщают, что задержка связана с попытками согласовать претензии к документу со стороны России в ходе трехсторонних (Украина‒ЕС–РФ) консультаций. Два раунда таких консультаций уже прошли. Третий запланирован на начало сентября.
Взяв цифры в руки
В разделе торговля отмечается, что после снижения средней ставки импортной пошлины для товаров из ЕС с 5% до 2,4%, а для украинских товаров – с 7,6% до 0,5%, рост украинского экспорта в Евросоюз может увеличиться на 2-3 процентных пункта или на $350-500 млн. Кроме того, ожидается рост поступлений от налога на прибыть и НДС, но объемы при этом не уточняются, как и сумма недопоступлений в бюджет в результате сокращения отчислений от уплаты ввозной пошлины. В правительстве это считают одним из основных рисков.
Реформы в сфере энергетики предполагают введение прозрачной схемы формирования тарифов, соблюдение правил конкуренции и открытие доступа украинских компаний к европейскому энергорынку. Среди рисков отмечается лишь рост тарифов и осложнения отношений с Россией. Однако, как подчеркнул в беседе с А` эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский, в документе ничего не сказано, к примеру, о сопротивлении теневого сектора энергетической сферы, представители которого будут настаивать на сохранении существующей системы тарифообразования. «В данном случае не учтено их влияние на энергетическую сферу. Это проблема есть и ею останется. Теневой сектор будет настаивать на существующей системе тарифообразования, потому что выгодно покупать дешевый газ и продавать потом дорогое тепло»,‒ уточняет господин Землянский.
Для улучшения условий ведения бизнеса и открытия предпринимательства правительство намерено в первую очередь внедрить стратегию развития малого и среднего бизнеса, которая будет базироваться на принципах Европейской хартии малого предпринимательства. Среди обязательств Украины ‒ имплементация норм по защите прав акционеров и кредиторов, внедрение новых механизмов финансовой и кредитно-гарантийной поддержки малого и среднего бизнеса. По словам главы секретариата Совета предпринимателей при Кабинете министров Андрея Забловского, в документе содержится очередной набор деклараций. Например, указанную стратегию развития бизнеса правительство не может согласовать уже около года. Ситуация не изменится кардинально даже в случае ее утверждения. «Если и будут в ней правильные направления и нормы, то возникнет вопрос с их выполнением»,‒ говорит эксперт. Кроме того, государство должно помочь малому и среднему бизнесу выйти на внешние рынки с помощью информационных центров, торгово-экономических миссий и перейти наконец-то от обещаний к реальным действиям ‒ созданию кредитно-экспортного агентства. «Стартовые условия у нас и в Европе неравные. У нас кредит под 30%, у них ‒ 2-3%. Как можно конкурировать?» ‒ недоумевает Андрей Забловский.
Отсутствует конкретика и в разделе о госзакупках. Кроме того, прописаны нормы, которые уже несколько лет действуют в Украине. Например, в документе только идет речь об определении центрального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию политики в сфере государственных закупок. Напомним, что сейчас эту роль исполняет МЭРТ. «Содержание соглашения разрабатывалось последние четыре года. И главное здесь ‒ не актуализация норм, а их очередное закрепление в документе»,‒ считает эксперт по вопросам госзакупок проекта ЕС Александр Шатковский. Кроме того, документ подразумевает необходимость применения электронных средств при проведении тендеров. Возможность такая есть и сейчас, но проблема в наличии электронной цифровой подписи.
Большую конкретику содержит налоговый раздел, а именно в части налогообложения табачной продукции. Проект включает меру о необходимости доведения удельного веса акцизного налога в розничной цене сигарет с 48% до 60% с суммой налога не менее 90 евро/1 тыс. шт. (сейчас 21 евро). При этом в правительстве признают, что это чревато «сворачиванием производства табачных изделий в Украине», поскольку налоговая нагрузка увеличится в 4,3 раза или на 47 млрд грн. Директор отдела корпоративных вопросов компании «JTI Украина» Александр Когут отмечает, что договор об ассоциации между Украиной и странами ЕС обязывает Украину повысить ставки акцизного налога на табачную продукцию согласно Директиве Совета ЕС от 21 июня 2011 года. Но приближение к этому уровню должно быть постепенным. «В свое время в Болгарии, Румынии и Латвии ставки акциза были резко повышены. Например, Болгария повысила ставки акциза на сигареты до уровня, требуемого ЕС, в течение пяти лет. В результате объем нелегальной торговли табачной продукцией в Болгарии вырос до 32% рынка. В Румынии, в результате резкого повышения акциза после вступления в ЕС, контрабандные сигареты заняли 27% рынка, в Латвии – 41%»,‒ рассказывает он. Директор по корпоративным связям «Бритиш Американ Тобакко Украина» Андрей Криль добавляет, что с учетом опыта других европейских стран, Украина может рассчитывать на поэтапное, распланированное на 15 лет повышение ставок.
Эксперт Международного центра перспективных исследований Владимир Притула уверен, что законопроект не может быть принят в том виде, в котором он представлен сейчас. «В нем должны будут четко выделены конкретизированные шаги по реализации, определены источники и суммы финансирования. Каким образом это будет делаться, пока большой вопрос»,‒ отмечает он, при этом скептически относясь к аргументу, что принятие программы имплементации соглашения законом гарантирует выделение необходимых средств из госбюджета.