RU  UA

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Макроекономіка

Нацбанк продолжает удивлять – теперь инфляцией

Валерия Гонтарева указала на рост цен, объяснив это сокращением экспорта Фото: Украинское Фото

Глава Национального банка Валерия Гонтарева прогнозирует до конца года увеличение инфляции на 25%. Причиной роста цен она назвала падение экспорта. Чиновники Министерства экономического развития и торговли и эксперты в недоумении. Они считают, что сокращение экспорта никак не может привести к росту цен, а инфляция может расти лишь по причине девальвации гривны, которую и допустил Центробанк. Национальная валюта к 20 ноября обесценилась почти на 90%.

По итогам 2014 года инфляция может достичь 25%. Такое заявление сегодня сделала глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева на Международном инвестиционном форуме в Киеве. «Инфляция сейчас уже 20% и до конца года будет 25%»,– добавила она. Пресс-секретарь главы Нацбанка Инна Гордиенко на звонки А' не отвечала. Напомним, что правительственный прогноз по году ограничивается 19%. Однако за 10 месяцев индекс потребительских цен уже достиг этого уровня.

Если ожидания главы НБУ подтвердятся, то уровень роста цен может стать рекордным за последние 14 лет. За этот период лишь в кризисный 2008 год максимальный показатель инфляции составлял 22,3%. В другие годы она росла максимум до 16,6% (2007 год). Госпожа Гонтарева объяснила, что к такому росту цен может привести сокращение экспорта. По данным Госстата, за девять месяцев текущего года экспорт товаров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 7,7% и составил почти $42 млрд, экспорт услуг – на 16,5%, до $8,7 млрд. Однако в результате того, что падение произошло и по импорту, сальдо торгового баланса в январе-сентябре оказалось положительным.

В Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) причину инфляции видят не в сокращении экспорта, а в девальвации гривны. «В феврале-мае происходило значительное ускорение инфляции, обусловленное, прежде всего, повышением цен на импортные товары и горюче-смазочные материалы в условиях углубления девальвационных тенденций (за январь-май гривна относительно доллара США девальвировала более чем на 47,3%.– А')»,– отмечают в пресс-службе МЭРТ. В ведомстве добавляют, что в июне-июле рост цен замедлился под влиянием сезонных факторов, однако, начиная уже с августа, началось ускорение инфляционной динамики, что объясняется обострением кризисных процессов как в отечественном секторе, так и в финансовой сфере, спровоцированных, прежде всего, военным конфликтом на востоке страны и аннексией Крыма. Как заявили А' в Минэкономразвития, по состоянию на 20 ноября, девальвация составила 89,4%. «Она же и станет причиной дальнейшего роста цен. Кроме того, будет влиять и рецессия экономики из-за военных действий на востоке Украины»,– уточняют в ведомстве. Кроме того, по данным МЭРТ, к росту инфляции привел отток средств из банковской системы: объем депозитов физических лиц в национальной валюте на 1 ноября 2014 года по сравнению с началом года уменьшился на 18,9%, денежной массы в экономике – на 5,5%, наличных денег в обращении – на 18,4%.

Старший экономист Международного центра перспективных исследований Василий Поворозник соглашается, что сокращение экспорта никак не могло повлиять на инфляцию. А основным фактором роста цен до конца года он называет девальвацию. Напомним, что только за один день – 5 ноября – официальный курс НБУ вырос с 12,95 грн/$1 до 13,5 грн/$1, на следующий день гривна обесценилась еще на 45 коп., и уже к 11 ноября курс составил 15,77 грн/$1. «Сокращение экспорта вряд ли может стать причиной инфляции. У нас падает не только экспорт, но и импорт. При чем импорт падает быстрее и выравнивается платежный баланс. Основное, что влияет на инфляцию, это курс. Сейчас девальвация активизировалась, и это первая причина инфляции»,– поясняет господин Поворозник.

Удивлен аргументацией главы НБУ и президент Центра антикризисных исследования Ярослав Жалило. «Мне тоже непонятно, почему инфляция может увеличиваться из-за сокращения экспорта. Это в принципе может быть, если ухудшается торговый баланс. Возможно, у Нацбанка есть последние оперативные данные за 10 месяцев, по которым можно делать такие выводы»,– предполагает эксперт.