RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Політика

МИД без реформ: почему Украина теряет позиции в переговорах по Донбассу

Украинские дипломаты "не хотят" изменить принципы своей деятельности

Украинские дипломаты "не хотят" изменить принципы своей деятельности Фото: PHL

"Апостроф" продолжает серию публикаций, посвященных работе МИД Украины. В предыдущем материале мы проанализировали основные проблемы отечественного внешнеполитического ведомства, связанные с отсутствием там реформ. Министр иностранных дел Павел Климкин пообещал разобраться в ситуации и закончить начатые изменения в дипслужбе. Впрочем, как удалось выяснить, заявления министра пока не были воплощены в жизнь, а системного видения реформы МИД нет даже на бумаге.

Последние события вокруг урегулирования кризиса на Донбассе, свидетельствующие о том, что будущее Украины фактически начали решать без ее непосредственного участия, стали очередным подтверждением того, что государство не дорабатывает в сотрудничестве со своими международными партнерами. Министр иностранных дел России Сергей Лавров все чаще проводит переговоры о выполнении Минских договоренностей с коллегами из "нормандской четверки" без участия главы украинского МИД Павла Климкина, а частые встречи и разговоры между заместителем госсекретаря США Викторией Нуланд и замглавы МИД РФ Григорием Карасиным уже называют "новым переговорным форматом" по урегулированию украинского кризиса, в котором нет места Киеву.

По мнению опрошенных "Апострофом" дипломатов, такое развитие событий свидетельствует о том, что Украина постепенно теряет статус полноценного участника переговорного процесса и становится объектом переговоров, мнение которого практически не учитывается. Не последнюю роль в этом, отмечают собеседники издания, сыграла неудовлетворительная деятельность МИД Украины. Во многом это связано с отсутствием в ведомстве реформ.

Словом, а не делом

Министр иностранных дел Павел Климкин неоднократно заявлял, что реформирование ведомства является одним из приоритетов его деятельности. "Это завершение реформы дипломатической службы, которая бы эффективно отстаивала интересы граждан Украины и украинского государства за границей", сказал он, отвечая на соответствующий вопрос "Апострофа". Впрочем, никакой содержательной информации о деталях реформы, которая, судя по словам господина Климкина, уже началась, в ведомстве не предоставляют.

На официальные запросы издания в пресс-службе МИД Украины на момент публикации материала не ответили. При этом сотрудники ведомства "нарушили" указанный в законодательстве пятидневный срок ответа (запрос был отправлен 3 июля, "Апостроф"), что, судя по опыту взаимодействия с Департаментом политики и коммуникаций, свидетельствует об отсутствии скоординированной позиции ведомства в отношении этого вопроса. Как предположил источник "Апострофа" в дипломатических кругах, подобная задержка связана с тем, что приемлемый текстовый вариант концепции реформирования дипслужбы "буквально пишется на ходу".

В подтверждение этих слов можно привести последнее заседание комитета Верховной рады по иностранным делам, которое проходило 15 июля. В официальной повестке дня мероприятия было указано, что Павел Климкин должен был отчитаться о "состоянии и перспективах реформирования системы дипломатической службы". Впрочем, этого не произошло. Министр выступил только на закрытой части заседания, а затем поспешно удалился. Присутствовавший в зале заместитель министра Вадим Пристайко сообщил, что план реформ, который должен был обсуждаться открыто, уже оговорен господином Климкиным с народными депутатами на закрытой части заседания и публично рассматриваться не будет. Впоследствии в комментарии "Апострофу" он сказал, что в течение недели "видение министерством реформ" будет разослано парламентариям, а после их оценки и внесения поправок документ будет представлен СМИ.

Тем не менее, и это обещание отечественных дипломатов пока не выполнено. Как заявил "Апострофу" член комитета Верховной Рады по иностранным делам Владимир Арьев ("Блок Петра Порошенко"), по состоянию на 23 июля никакое письмо с описанием реформ в МИД Украины ему не приходило. Эту информацию подтвердили еще несколько депутатов из комитета.

Нежелание перемен

Нардепы сообщили, что среди прочих пунктов в реформе МИД предвидятся "очень серьезные изменения в консульской службе", а также ожидается подача украинскими дипломатами законопроекта, который "поменяет некоторые вещи". Источник "Апострофа" в дипломатических кругах дополнил этот перечень "введением новых коммуникационных технологий", что подразумевает усиленную деятельность ведомства в социальных сетях, а также проведение "рокировок" в департаментах МИД, в основном посредством изменения численности кадрового состава.

"Перечисленные выше пункты никак нельзя назвать реформой дипломатической службы Украины. Это "косметические" изменения, которые проводятся для того, чтобы создать видимость реформы. Несмотря на задекларированный курс на переход к европейской системе функционирования МИД, сейчас в этом направлении практически ничего не делается. То, что происходит сейчас, можно назвать реструктуризацией ведомства, но отнюдь не всеобъемлющей реформой", заявил сотрудник министерства, попросивший об анонимности. При этом он отметил, что отечественное внешнеполитическое ведомство сильно зависит от администрации президента, в которой блокируются некоторые инициативы украинских дипломатов, и которая, по сути, ведет кадровый менеджмент в МИД Украины.

По мнению председателя правления фонда "Майдан иностранных дел" Богдана Яременко, непроведение системной реформы в украинской дипломатической службе связано с отсутствием соответствующего "заказа": "Сами дипломаты не совсем понимают, зачем им меняться. Их все устраивает. Президент не понимает ценности дипломатической системы и полагается в основном на себя, свою команду и личное видение. Общественность, таким образом, фактически не имеет никакого влияния на ведомство".

Вместе с тем, подчеркнул господин Яременко, несмотря на какие-либо ограничивающие факторы, инициатива в проведении реформ в МИД должна исходить непосредственно от министра. Схожее мнение выразил еще один украинский дипломат, пожелавший остаться неназванным: "Системная реформа может начаться тогда, когда министр будет этого хотеть. Он будет ругаться со своим руководством, и если с его стороны будет настоящее желание, то он "пробьет стену". Пока Климкин этого не захочет, ничего не будет".

Общественная инициатива

Пока в МИД Украины размышляют над основными пунктами реформы, представители гражданского общества уже начали презентовать свое видение системных изменений дипломатической службы. Как сказал "Апострофу" Богдан Яременко, Общественный совет при Комитете по иностранным делам Верховной рады в ближайшие недели представит свою концепцию всеобъемлющей реформы внешней политики государства в целом и отечественного Министерства иностранных дел в частности. По его словам, основой для этой концепции станут инициативы бывшего сотрудника МИД, а ныне председателя правления Международного центра перспективных исследований Василия Филипчука. "Это будет описанием всего: и структуры, и принципов, и подходов. Сделаем хотя бы перечень проблем, которые нужно учесть при реформе. Мы представим это на комитете. Впоследствии, если это видение будет соответствовать тому, чего хотят народные депутаты, мы пойдем вглубь и будем работать над каждым пунктом. То, что пытаемся сделать мы, — создать жизнеспособную концепцию. Мы сделаем все необходимое. А когда и как оно будет реализовано — другой вопрос", сказал Яременко.

Василий Филипчук, в свою очередь, считает, что сейчас вопрос реформирования МИД находится в состоянии застоя, а украинская дипломатия сохраняет те же проблемы, которые были свойственны ей на протяжении последних десятилетий. В своем видении изменения принципов деятельности внешнеполитического ведомства страны дипломат выделил основные проблемы МИД, решение которых, по его мнению, сможет изменить ситуацию к лучшему. Речь, в частности, идет о механизме функционирования ведомства, при котором важные решения принимаются только "верхушкой", о системных ограничениях в обращении информации и ее незащищенности, плохой координации МИД с другими министерствами и государственными структурами, а также финансовыми проблемами ведомства.

Собеседники "Апострофа" утверждают, что для изменения механизма функционирования дипслужбы, среди прочего, нужно внести поправки в конституционное и законодательное поле Украины. "Министр должен стать политической фигурой, важной составляющей правящей коалиции. Он должен назначаться по той же процедуре, что и другие члены правительства", считает Василий Филипчук. Следует отметить, что сейчас кандидатура министра иностранных дел Украины вносится не народными депутатами, как в случае с остальными членами правительства, а лично президентом страны.

Кроме того, отмечает господин Филипчук, ввиду важной роли главы МИД в представлении страны на международной арене, целесообразно будет рассмотреть вариант совмещения этой должности с постом вице-премьер-министра Украины: "Это позволит обеспечить эффективную координацию и предоставит полномочия для ведения всего объема контактов с внешними партнерами". Для этого необходимо внесение соответствующих поправок в Закон Украины про дипломатическую службу.

Среди прочих предложенных реформ значится формирование официально определенной и согласованной государственной политики, четко определяющей внешнеполитический курс страны, а также создание эффективного и справедливого механизма распределения политических и дипломатических должностей. Согласно задумке, такие изменения поменяют принцип функционирования МИД и позволят принимать некоторые решение сотрудникам среднего звена. Впрочем, как заявил "Апострофу" бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко, данное предложение является спорным: "Каким образом атташе может принимать решение в области внешней политики? Это вопрос наивысшего руководства. Для этого есть президент, есть СНБО, Кабинет министров и другие органы, которые могут формулировать задачи. Атташе или первый секретарь не должны принимать решения государственного уровня. Это не его компетенция".

Важным компонентом реформы ведомства Василий Филипчук назвал внедрение новой системы подготовки и оборота информации. По его мнению, образцом для этого может послужить модель европейских стран, где каждый дипломат работает фактически на двух компьютерах: один из них предназначен для работы во внутренней сети, а второй для интернета. Тем временем в МИД Украины внутренней сети не существует. "Такое положение дел они (представители МИД, "Апостроф") оправдывают тем, что для создания внутренней электронной сети во внешнеполитическом ведомстве нужно разрешение СБУ, поскольку это связано с государственной безопасностью. Этим они и оправдывают свою бездеятельность", сказал директора Института Евроантлантического сотрудничества Александр Сушко.

Кроме того, эксперты отмечают слабую связь МИД с другими органами государственной власти, а также частным сектором и бизнесом. При этом не стоит забывать о финансовых трудностях ведомства. Собеседники "Апострофа" считают, что МИД финансируется по остаточному принципу. При этом каких-либо изменений в этом направлении в последние годы не наблюдается. К примеру, в 2015 году в бюджете Украины на финансирование МИД предусмотрено 2,7 млрд грн, что при курсе 22грн/доллар США составляет около $120 млн. В 2014 году внешнеполитическому ведомству выделили 1,2 млрд грн (по курсу 9грн/$ $130 млн), а в 2013 — 1,1 млрд грн (около $120 млн). "Сейчас ситуация такова, что все, кроме обороны, финансируется по остаточному принципу. Однако, и я уже неоднократно говорил, у нас есть два фронта: один военный, а второй — дипломатический. Если на военный сейчас, слава Богу, выделяют средства, то почему-то считается, что дипломатический обойдется сам собой. Я считаю, что это неправильно. Но здесь, опять-таки, вопрос состоит в том, как ты, будучи руководителем ведомства, можешь поставить этот вопрос перед правительством и президентом", заявил Владимир Огрызко. По его мнению, в этом вопросе, как и во многих других, Павел Климкин должен брать инициативу в свои руки и доносить до руководства страны информацию о том, что нужно ведомству для того, чтобы оно было эффективным.

В то время, как эксперты резко критикуют МИД за отсутствие реформ, по данным источников "Апострофа", глава ведомства Павел Климкин рассматривает возможность перехода на "комфортную" работу в одном из посольств. "Павел хорошо понимает, что он слабее Елисеева (Константина Елисеева, недавно назначенного замглавы администрации президента вместо Валерия Чалого, "Апостроф"), который авторитарен и задавит МИД своим желанием властвовать и руководить. Поэтому он просто мечтает перебраться в Нью-Йорк или на любую другую серьезную должность. Он так сделал после того, когда слил все важные положения в Соглашении об ассоциации и отправился в Берлин со стороны смотреть на результаты своих дипломатических "успехов", отметил собеседник издания.

"Сейчас, когда Украина постепенно маргинализируется на международной арене, а ее судьбы решают россияне и американцы, как раз время побыстрее отправиться за рубеж. Поэтому затягивание разговоров о реформе МИД лишь попытка отмахнуться от назойливых журналистов и экспертов. О какой либо серьезной реформе в самом МИДе пока что говорить просто некому", — подчеркнул собеседник.

Читайте також