RU  UA  EN

Субота, 23 листопада
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Суспільство
Погляд

Кто и как уничтожает лотерейный рынок в Украине

Раньше деньги от лотерей шли на спорт и помощь детям

Раньше деньги от лотерей шли на спорт и помощь детям Фото: totallygaming.com

В последние дни в сети размещается множество однотипных статей о благих намерениях Кабмина поскорее урегулировать лотерейный рынок и "плохом" Антимонопольном комитете Украины, который, якобы, этот процесс тормозит. Читая пафосные посты "независимых" журналистов о российском следе, борьбе с терроризмом, лотерейном бизнесе в тени, миллиардных потерях бюджета, так и хочется напомнить о фактах, которые говорят сами за себя.

В 2012 году был принят Закон о лотереях, который давал Кабмину три месяца (до января 2013 года) на разработку подзаконных актов, необходимых для выдачи лицензий лотерейным операторам. Требования Закона Кабмин не выполнил, тем самым породив нынешний хаос на лотерейном рынке, однако ответственности за это никто не понес.

Но, возможно, Кабмин за эти годы сделал что-то хорошее для лотерейного рынка? Давайте посмотрим.

1) В течение 2014-2015 годов ведется последовательная дискредитация лотерей государственными органами в СМИ - публичные призывы не играть в лотереи, поскольку они, якобы, проводятся "незаконно" (без лицензий). При этом Минфин (не без поручения Кабмина) инициирует перед Министерством внутренних дел Украины и ГФС проверку операторов лотерей с требованиями привлечь их к ответственности за проведение лотерей без лицензий (не выданных, напомним, по его же вине).

2) В конце 2014 года Кабмин вместе с бюджетом вносит в ВРУ законопроект о так называемой налоговой реформе, которым отменяется социальная направленность лотерей и вместе с бюджетом на 2015 год "протягивает" эти изменения.

Напомню, с 2012 года, согласно Закону о государственных лотереях, отчисления от лотерей должны направляться на социальные цели: культуру, спорт, лечение онкобольных детей. При этом в 2013 году впервые за годы независимости онкобольные дети полностью были обеспечены необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и лабораторными реагентами. Об этом в свое время заявляла начальник отдела охраны материнства, детства и санаторного обеспечения Минздрава Украины Алена Терещенко

За 2013 поступления от лотерей на лечение онкобольных детей составили более 220 млн гривен. А на 2014 год было запланировано финансирование на еще 175 млн больше. Заметьте, информация взята с сайта Кабмина. Ну а что же мы видим в результате? Все это Кабмин успешно отменил.

Ежедневно мы можем наблюдать сюжеты о том, что у украинских спортсменов нет баз для спортивной подготовки. Получается, правильно говорят журналисты, что мы страна, в которой есть зима, но нет зимних видов спорта. Например, на строительство санной трассы в Кременце нужно всего 10 млн гривен, а на восстановление работы трассы для фристайла в Николаеве, на которой в свое время тренировался золотой призер олимпиады Александр Абраменко, – 15 млн. Но денег на это сейчас не выделяется. Хотя в годы процветания лотерей спецфонд бюджета получал до 200 млн гривен целевых средств от лотерейной деятельности за финансирование спорта, однако Кабмин решил, что спорту эти средства не нужны.

3) Еще одним последствием упомянутой "налоговой реформы" Кабмина стало введение налогообложения всех выигрышей, независимо от их размера (ранее облагались только крупные выигрыши более 50 минимальных зарплат) и фактически тройное налогообложение для операторов лотерей.

Опять же, Кабмин руководствовался якобы "благими" намерениями – заботой о наполнении бюджета. Но на самом деле своими действиями фактически уничтожил лотерейный рынок и дал стимул для развития нелегального игорного бизнеса. Почему?

- Потому что играть в нелегальную азартную игру для игрока становится выгоднее. Сделав ставку 100 грн и выиграв 100 грн в нелегальную азартную игру, игрок их получит. Выиграв же в лотерею 100 грн, игрок должен отдать 19,5 грн налогов.

- Операторы лотерей не могут конкурировать с нелегальными игорными заведениями, поскольку налоговое давление на них увеличено, кроме того, есть ряд различных официальных расходов - на выплату зарплаты работникам, налогов с нее, рекламу и так далее. У нелегальных же игровых залов таких расходов нет, а потому они могут предлагать для игрока более привлекательные игры с повышенным призовым фондом. Это, учитывая облагаемые налогом выигрыши в легальной лотерее, делает азартные игры значительно привлекательнее для игроков.

Но, может, хотя бы бюджет от этого выиграл? Тоже нет. Бюджет от таких действий наоборот потерял значительные суммы. Официальные данные говорят, что убытки бюджета в результате таких действий Кабмина за 2014-2015 годы составили сотни миллионов гривен. И, опять же, ответственности за это никто не понес.

год

Сумма отчислений от лотерей (млн. Грн)

2013

321,0

2014

318,9

2015

21,2

2016

64,2

4) В конце 2014 года Кабмин вносит в ВРУ законопроект №1570 "О лотереях", которым пытаются создать Национального организатора государственных лотерей и предоставить ему абсолютные привилегии на рынке

5) В конце 2015 года в ВРУ регистрируется законопроект Кабмина №3632, которым делается очередная попытка монополизировать лотерейный рынок в пользу единого оператора лотерей. Уже в 2016 г. этот проект регистрируется под №4663 (под двух операторов лотерей). Кстати, проект 4663 признан комитетом ВРУ таким, который несет высокие коррупционные риски.

5) Ну и финалом является, конечно, разработанный Минфином проект Лицензионных условий 2017 года.

В этот проект Кабмин поместил все свои "идеи", которые не смог реализовать через поданные ранее законопроекты. Поможет ли лотерейному рынку Украины принятие этого документа? Вопрос риторический. Посмотрите выше, что сделал Кабмин за последние годы и пошло ли это на пользу лотереям.

В случае принятия в нынешнем виде Лицензионные условия пойдут на пользу лишь одному оператору лотерей (для которого, собственно, их так активно и протягивают). И вот он-то останется на рынке совершенно без конкуренции, и практически с абсолютной властью, поскольку лишить его бессрочной лицензии, за любые, даже самые серьезные нарушения, будет просто невозможно. А под тем, что называется "лотерея с визуализацией" этот монополист сможет проводить любые игры, "взяв под крыло" игорный бизнес и таким образом "узаконив незаконное".

Возможно, аргументом за принятие нынешнего проекта Лицензионных условий смогут стать 2 млрд грн, поступление которых предусмотрено в 2018 году от лотерейного рынка? Тоже нет. Это всего лишь миф, ничем не подкрепленные расчеты.

Даже в нормальные годы лотерейный рынок, состоящий из трех операторов, давал поступления в бюджет почти 0,5 млрд грн. Сегодня же, благодаря инициативам Кабмина, налоговые отчисления от всего рынка составляют около 100 млн. Так откуда же взяться цифре в 20 раз больше?

Конечно, есть стоимость лицензии, заложенная Кабмином, – порядка 160 млн грн (фиксированная часть платы за лицензию). Но это единоразовый платеж. То есть здесь действительно можно рассчитывать, что монополист заплатит в 2018 году эту сумму за бессрочную лицензию. И, конечно же, никаких платежей в последующие годы.

Что касается ежегодной нефиксированной части, на которую рассчитывают чиновники, то плата "из дверей" никогда не была эффективной. Посмотрите на рынок игорного бизнеса до запрета, когда игорные заведения платили фиксированную небольшую часть стоимости торгового патента, и затем с помощью РРО показывали необходимые им суммы дохода. Не будет ли соблазна у монополиста на рынке "минимизировать" свои доходы таким же образом, чтобы не платить "лишнего" в бюджет, если ничего не мешает это сделать? Вопрос, опять же, риторический.

Очень показательной вышла у Минфина и процедура согласования проекта Лицензионных условий. Да, согласно процедуре, Минфин обязан был направить документ в Минэкономики, Минюст, ГРС, АМКУ и другие заинтересованные органы. В рамках процедуры большинство из них предоставили свои замечания к проекту. Однако эти замечания были просто проигнорированы. Особенно показателен факт созыва срочного совещания, с таким расчетом, чтобы на него мало кто мог попасть. А тем, кто все же попал, просто не дали выступить.

Впрочем, есть один орган, Антимонопольный комитет, который решил выполнить свою работу добросовестно и провел исследования лотерейного и игорного рынка. Предварительные результаты этого исследования были публично представлены 1 февраля 2018 года. И хотя АМКУ не является профильным органом в вопросе регулирования лотерей, его представители продемонстрировали, как действительно нужно подходить к вопросам лотерейного рынка. Они единственные решились проводить публичные заседания, куда приглашали представителей госорганов, рынка, общественности, во время которых любой мог высказать свои предложения. Что характерно - почему-то полномочных представителей ни Кабмина, ни Минфина на этих заседаниях не было заметно.

И когда проводится такая колоссальная работа, когда государственный орган сам изучает ситуацию в государстве, зарубежный опыт, слушает экспертов, общественность, рынок, то и получается беспристрастное исследование, которое показывает не только проблемы, которые существуют на лотерейном рынке, но и то, насколько коррупционными и вредными для государства были действия Кабмина и Минфина. Если бы все государственные органы у нас работали как АМКУ, то у нас не выдавались бы на государственном уровне документы такого качества, как проект Лицензионных условий, который сейчас проталкивает Кабмин.

Конечно, подобной критики никто не хочет слышать. Наверное, поэтому на недавнем совещании у первого вице-премьера в Кабмине и не захотели слушать замечания представителя АМКУ и "попросили" ее покинуть мероприятие.

А затем, не имея юридических аргументов, чтобы покрыть массу замечаний в адрес своего непутевого проекта Лицензионных условий, решили прибегнуть к серии таких вот дешевых заказных статей от так называемых "независимых" журналистов.

Читайте також