RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Мир

Уклон вправо: с чем Нидерланды подошли к парламентским выборам

В среду проходят первые серьезные европейские выборы 2017 года

В среду проходят первые серьезные европейские выборы 2017 года Герта Вилдерс на дебатах против Марка Рютте Фото: EPA/UPG

Перед парламентскими выборами в Нидерландах — а это первая в этом году определяющая для ЕС европейская избирательная кампания — верхние строчки по результатам соцопросов занимает правящая партия премьера Марка Рютте и правопопулистская "Партия за свободу" Герта Вилдерса. Вторая за последние недели растеряла часть поддержки, но все еще претендует на наибольшее количество мандатов. Тем не менее другие большие партии, как они заявляют, ни в коем случае не готовы сотрудничать с крайне правыми. А это значит, что идеи Вилдерса, включающие запреты для иммигрантов и мусульман, выход страны из Евросоюза, почти наверняка не будут реализованы. Но чего Вилдерсу удалось добиться, так это общего смещения политического дискурса вправо: умеренные антииммигрантские высказывания становятся частью политического мейнстрима. После выборов Нидерланды ожидает обычный для этой страны долгий процесс формирования коалиции.

Вряд ли такой градус дипломатического конфликта последних дней между Нидерландами и Турцией был бы возможен, если бы не нидерландские парламентские выборы, которые пройдут в среду 15 марта. Представители турецкой власти попытались использовать митинг и последовавший запрет на въезд членам правительства Турции в своих целях за месяц до конституционного референдума. Тогда как члены правительства Нидерландов, демонстрируя "твердую руку", рассчитывают не только на то, что в будущем Анкара будет прислушиваться к европейским столицам, но и на победу своих партий на выборах.

Шансы на выборах

С приближением дня голосования нидерландские власти в своей риторике все больше походят на политических оппонентов. В первую очередь — правопопулистскую "Партию за свободу" (PVV) Герта Вилдерса. Если верить опросам, одного из главных претендентов на победу на выборах. Сейчас у PVV 12 мест в нижней палате парламента (Сенат на этих выборах избирать не будут). И после 15 марта это число может удвоиться: "Партии за свободу" пророчат 21-25 из 150 мест в Палате представителей. Еще недавно эта цифра достигала и 28-30. Год назад — даже 40. PVV в последнее время потеряла часть поддержки, и сейчас за нее готовы проголосовать 13-16% граждан. "Народная партия за свободу и демократию" (VVD) премьер-министра Марка Рютте может получить на несколько мест больше, чем PVV — 24-27 (сейчас у нее 40), то есть до 18%. Нынешние партнеры Рютте по коалиции — социал-демократы из Партии труда (PvdA) — могут занять немногим более 10 мест.

Прогнозируют, что леволиберальная партия "Демократы-66" и консервативный "Христианско-демократический призыв" получат по 17-21 мандатов. "Зеленые левые" — 14-17, а Социалистическая партия — 13-15. Другие политсилы получат в основном не более 5 мандатов.

Обозреватели по-разному смотрят на то, как скандал с Турцией отразится на результате выборов в Нидерландах. Одни считают, что премьер-министру Марку Рютте все-таки удалось показать себя сильным и решительным лидером. Другие предполагают, что ссора с турками все равно даст дополнительное преимущество антимусульманским силам — то есть партии Вилдерса.

В комментарии "Апострофу" старший научный сотрудник Нидерландского института международных отношений Клингендаль Тони ван дер Тогт подтвердил, что дипломатический скандал между Нидерландами и Турцией действительно возник частично потому, что нидерландское правительство не может показать себя слабым в преддверии выборов, на которых крайне важными будут вопросы миграции и идентичности.

"За свою сильную позицию Рютте получил широкую политическую поддержку, даже неохотную от Вилдерса. Все еще неясно, кто выиграет по опросам от этого скандала: Рютте, Вилдерс или даже христианские демократы, которые также частично играют с популистскими избирателями и теперь хотят поставить под вопрос Договор об ассоциации ЕС с Турцией. Теперь Рютте и [лидер Партии труда Лодевейк] Ашер хотят в основном деэскалации и противодействия росту напряженности в голландских общинах, исходящих из Турции. Вилдерс хочет выгнать турецкого посла. Но если бы правительство в субботу согласилось с требованиями Турции, Вилдерс определенно выиграл бы от этого больше мест", — рассказал об эффекте от ссоры ван дер Тогт.

Однако поскольку Рютте пошел иным путем, отметил политолог, рост популярности Вилдерса, похоже, зашел в тупик. И ряд соцопросов возглавила "Народная партия за свободу и демократию" Рютте. Ван дер Тогт предположил, что от этого могли немного выиграть и социал-демократы, поскольку вице-премьер Ашер, министр иностранных дел Берт Кундерс и мэр Роттердама Ахмед Абуталеб также проявили жесткость.

Кто сформирует правительство

Нужно сделать важную ремарку: победа "Партии за свободу" не означает, что эта партия будет формировать правительство. Любому победителю после 15 марта придется заняться формированием коалиции, и у партии Рютте гораздо больше шансов найти себе партнеров: абсолютно все большие партии не желают создавать с партией Вилдерса коалицию, держа в памяти неудачный опыт парламентского сотрудничества с правыми националистами в 2011 году. После выборов 2010 года коалицию сформировали VVD и христианские-демократы. И для Нидерландов это не будет в новинку: социал-демократы, побеждая на выборах, трижды оказывались в оппозиции.

Ожидается, что в парламент войдут около десяти партий. Рютте придется найти общий язык с несколькими из них (всего 4-6 партий). Обычно в этой стране на переговоры по созданию коалиции уходит около трех месяцев. Вероятным последствием будет формирование хрупкого правительства, которое в диалоге с ЕС может быть еще более осторожным, чем нынешнее. Правда и то, что успешное для нынешнего премьера завершение гонки несколько снимет напряжение, и Рютте без столь очевидной угрозы от "Партии за свободу" почувствует себя свободнее.

Ван дер Тогт отметил, что в телевизионных дебатах с Вилдерсом 13 марта Рютте категорически отказался строить любую коалицию с PVV. Ранее то же сделали все другие крупные партии, опасаясь, что Вилдерс завоюет наибольшее количество мандатов, и не желая, чтобы он вошел в правительство.

"Парламент, вероятно, будет сильно фрагментирован, и нам понадобится четыре, пять или даже шесть партий для создания большинства. Но в Нидерландах мы привыкли к этому. Однако это займет некоторое время. Вилдерс, безусловно, не будет следующим премьер-министром из-за его крайних взглядов на ислам, миграцию и ЕС, Nexit", — уверен политолог. После выборов для Нидерландов желательно построить многопартийную коалицию не только в нижней палате, но и в Сенате. А это потребует компромиссов по социальным и бюджетным вопросам между право- и левоцентристами.

Как полагает аналитик Международного центра перспективных исследований Евгений Ярошенко, существует тем не менее вероятность, что Рютте и его партнерам по коалиции понадобится поддержка Вилдерса при формировании правительства. Поэтому не исключено, что "Партия за свободу" будет важным политическим игроком, противодействуя политике европейской интеграции.

Вместе вправо

Победа Герта Вилдерса может стать очередным испытанием для Евросоюза, ведь поставит под риск членство еще одной страны. Вилдерс выступает за выход Нидерландов из ЕС, и в стране боятся, что победа правых популистов и последующий выход из объединения негативно отразятся на экономике страны. Будет лишним объяснять, почему Nexit несет колоссальную угрозу и единой Европе, а значит, не сулит ничего хорошего Украине. С другой стороны, воплощение этих планов в жизнь пока не кажется реалистичным по вышеуказанным причинам: победы на выборах Вилдерсу будет недостаточно, чтобы возглавить правительство. Тони ван дер Тогт согласился с "Апострофом", что в этих условиях риск Nexit крайне невысок.

Ярошенко считает, что Нидерланды после выборов все равно будут евроскептической страной: "Если раньше страна была более открытой к углублению сотрудничества с третьими странами в арабском мире, в Восточной Европе, то сейчас Нидерланды будут занимать более протекционистскую позицию. Государство будет выступать за усиление внешних границ ЕС, постарается не поддерживать углубление связей с Украиной, Молдовой или Грузией. Нидерланды будут больше сосредоточены на внутренних вопросах ЕС и попытках переформатировать Евросоюз в такую форму, которая будет больше удовлетворять интересам северных стран".

Герт Вилдерс построил свою программу не только на скепсисе по отношению к ЕС, но и на антимусульманской риторике. Столпы его программы — прекращение притока мусульман (а также аннулирование разрешений на жительство), запрет Корана и закрытие мечетей. Впрочем, пока Вилдерс на разъяснил, как собирается воплотить эти планы в жизнь. В февральском интервью WNL Op Zondag он дал лишь пространные ответы. Некоторые пункты его программы носят "левый" характер: уменьшение арендной платы за жилье, снижение подоходного налога и тому подобное.

Нельзя не отметить, какой путь в сторону правого популизма и "защиты ценностей" прошел премьер-министр Рютте и вся правящая коалиция. Это касается и позиции Гааги по украинской ассоциации, и частичного запрета на ношение паранджи в госучреждениях. В недавнем письме к народу Рютте прибегнул к характерному для правых популистов тону и выступил против тех мигрантов, которые "злоупотребляют" свободой. Как сказал в недавнем интервью Deutsche Welle нидерландский политолог Андрей Заслове, из-за Вилдерса границы дозволенного в политических дебатах сдвинулись, и за многое из того, что политики говорят сейчас, в 1990-х начали бы судебное преследование.

В течение нескольких последних лет Нидерланды ужесточали свою политику в вопросе миграции: например, осложнилось воссоединение семей и получение двойного гражданства. Вполне вероятно, что и в дальнейшем политика нидерландских центристов будет сдвигаться вправо, с сопутствующими ограничениями для иммигрантов. Особенно если в парламенте будет больше сторонников "Партии за свободу". По мнению ван дер Тогта, от следующего правительства действительно можно ожидать большей жесткости в вопросах интеграции и миграции, но радикальные идеи Вилдерса не будут взяты на вооружение.

Сложно забыть и о том, что результат выборов в Нидерландах может самым прямым образом повлиять на ратификацию Сенатом этой страны Соглашения об ассоциации Украины с ЕС.

Читайте также

Новое правительство в Великобритании будет позиционировать себя "надежной рукой" - британский профессор Саймон Мабон

Изменения в правительстве Великобритании не должны кардинально отразиться на ситуации с Украиной

Европа хочет заплатить украинцам за границей: а как же те, кто живет под бомбами

Принцип справедливости будет нарушен, если беженцам заплатят за возвращение в Украину, а те, кто никуда не выезжал, ничего не получат