Конституционные изменения, которые еще предстоит утвердить на всенародном референдуме, передают практически всю власть в руки президента Турции. Опрошенные "Апострофом" эксперты высоко оценивают вероятность того, что граждане страны поддержат реформу. Однако от этого негативные тенденции внутри общества никуда не денутся. В Турции растет взаимное недоверие между сторонниками разных политических групп, а сложная экономическая ситуация только способствует нарастанию общественного недовольства.
Ровно 96 лет назад, 20 января 1921 года, Турция приняла свою первую конституцию. Ее текст подготовило Великое национальное собрание Турции, то есть парламент страны, избранный после распада Османской империи по окончанию Первой мировой войны. Мустафа Кемаль Ататюрк, который в 1923 году стал первым президентом новообразованной республики, тогда был главным организатором подготовки к принятию первой конституции. С ее ратификацией источником власти в Турции, вместо султана, стал народ.
Новая Конституция Турции
21 января 2017 года турецкий парламент поддержал изменения в Конституции страны, с вступлением которых в силу мечта Реджепа Тайипа Эрдогана править не как президент, но как султан, осуществится. Новый главный документ страны, если будет утвержден на референдуме, наделит президента Турции исключительными полномочиями.
Начиная со среды 18 января, после трех недель дискуссий в парламенте, законодатели голосовали отдельно за каждую из 18 статей пакета реформ.В субботу парламентарии проголосовали за последние 7 изменений в тексте Конституции. Их поддержали 339 депутатов, тем самым открыв путь для утверждения проекта на всенародном референдуме.
Правящую Партию справедливости и развития (AKP) в парламенте представляют 317 депутатов. Заполучив поддержку оппозиционной Партии националистического движения (MHP), которая имеет 39 мест, Эрдоган обеспечил себе необходимый минимум. При 550 членах парламента, президенту требовалась поддержка не менее 330 из них. А если бы реформу поддержали более 367, Эрдоган имел бы право утвердить изменения самолично, хотя ранее он утверждал, что и при таком исходе будет добиваться проведения референдума. В нынешних же условиях у него был выбор: отправить статьи на доработку или же предложить проголосовать за них народу страны. Что он выбрал, известно. Тем более что ситуативные союзники из Партии националистического движения выступали именно за этот вариант.
Всенародный референдум, как ожидается, состоится в апреле. Точную дату назовут после подписания поправок Эрдоганом (на это у него будет 15 дней) — их президенту должны представить 23 или 24 января. Правящая AKP и националистическая MHP Девлета Бахчели будут проводить кампании в поддержку изменений. Кампанию "Нет" готовят кемалистская Народно-республиканская партия (CHP) и прокурдская Демократическая партия народов (HDP).
Власть в руках президента
Главные изменения конституционной реформы касаются полномочий президента Турции. После обновления Конституции президент сможет назначать и увольнять министров, при отсутствии должности премьера станет главой исполнительной власти, вторым по рангу — вице-президент.
Будет сокращен высший совет судей и прокуроров с 22 до 12 членов, и его возглавит министр юстиции. Президент сможет назначать пятерых его членов, троих будет выбирать Верховный суд, двоих — парламент, и еще одного — Государственный совет.
Если проект изменений поддержат граждане страны, президентские и парламентские выборы в Турции будут проходить в один день. Число депутатов Великого национального собрания будет увеличено с 550 до 600 народных избранников, а возрастной ценз для них снижен с 25 до 18 лет.
Президент, как и депутаты, будет избираться на пятилетний срок, вместо четырехлетнего, а также сможет оставаться членом партии. Если же турецкий лидер пожелает остаться на второй срок, ему понадобится только согласие парламентариев. Эти изменения вступят в силу после следующих президентских выборов в 2019 году. Таким образом, теоретически Эрдоган сможет находиться на посту президента даже до 2029 года, а не до 2024-го, "отслужив" еще два срока по пять лет.
Также президент сможет предлагать план бюджета, по собственному желанию назначать перевыборы в парламент и вводить режим чрезвычайного положения, что вполне удобно во время войны с курдами, которых руководство страны поголовно окрестило террористами. Преступления, предположительно совершенные президентом, будут расследоваться лишь после того, как за такой шаг проголосует абсолютное большинство депутатов, и по каждому случаю нужно будет не менее 340 голосов.
По словам премьер-министра страны Бинали Йылдырыма, конституционная реформа даст Турции возможность усилить борьбу против терроризма, и тем самым "принесет стабильность и сильное правительство". Сторонники изменений утверждают, что новая турецкая политическая система будет походить на американскую, или французскую. Критики же уверены, что она даст Эрдогану единоличную власть в стране.
Де-юре, конечно, новая Конституция не делает Эрдогана султаном, не дарит ему всю власть. Однако и в нынешних условиях парламентской республики президент, который скорее имеет представительские функции, является главной фигурой в стране. А с помощью декретов, прикрываясь введением в середине 2016 года чрезвычайного положения после попытки переворота, ему и вовсе удалось расширить свои полномочия.
"Разумеется, Конституция в таком виде очень широко закрепляет полномочия президента. Никакой американской модели на практике, конечно, в Турции не будет. Власть сосредоточится еще больше в руках президента. Может быть, это даже сделает возможным полное нивелирование оппозиционных партий, или создаст серьезное давление на оппозицию", — поделился мнением с "Апострофом" тюрколог Олесь Кульчинский. Он добавил, что президент в новых условиях сможет в значительной степени пренебрегать парламентом, поскольку не будет должности премьер-министра.
Чего ожидать от референдума
Заявления Эрдогана, похоже, говорят о том, что он не сомневается в благоприятном результате референдума, на котором будет достаточно получить 51% голосов граждан. Недавно в Анкаре прошли немногочисленные народные протесты против переложенных изменений. За ними последовал месячный запрет на массовые акции в столице.
Как сказал "Апострофу" посол Украины в Турции (2008-2016), а ныне посол по особым поручениям МИД Сергей Корсунский, конституционные изменения, похоже, поддержат на референдуме: "Об этом свидетельствуют опросы общественного мнения, а также достаточно прочная поддержка, которую лично президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган имеет в турецком обществе".
Более осторожными в своих оценках были другие спикеры, но и они склоняются к тому, что граждане Турции поддержат реформу. По мнению тюрколога Олеся Кульчинского, многое будет зависеть от того, изменится ли до референдума позиция Партии националистического движения, которая поддержала поправки.
"Если прикинуть приблизительное соотношение сторонников AKP и остальных партий, оно, может быть, даже 50 на 50, с колебаниями в ту или иную сторону. Все в значительной степени будет зависеть от позиции националистической партии. Но вряд ли националисты пойдут в оппозицию к власти. Скорее всего, в AKP знают, что делают, и "пропихнут" изменения и на референдуме", — предположил Кульчинский.
"Тяжело что-то спрогнозировать, — рассуждает экс-генконсул Украины в Стамбуле Богдан Яременко. — Сейчас общество турецкое разделено, но, с другой стороны, власть в информационном плане имеет некоторую монополию. AKP и президент Эрдоган достаточно умело манипулируют общественным сознанием и направляют информационные потоки. Любое голосование или референдум — это лотерея, но, конечно, будут вложены большие усилия и такая возможность (что реформу поддержат, — "Апостроф") существует".
К чему приведет укрепление власти
Укрепление власти становится для Эрдогана самоцелью. Как показали события 2015 года, из-за поражения на парламентских выборах турецкий лидер готов даже начать военную кампанию. В июле 2015 партия Эрдогана впервые за 13 лет не смогла получить большинство в национальном собрании — по итогам выборов AKP досталось 258 мандатов. Из-за того, что парламентские партии не могут сформировать правящее большинство, начинается парламентский кризис, Эрдоган теряет контроль над парламентом. 25 июля Рабочая партия Курдистана заявляет о прекращении перемирия с Турцией. Власти принимают решение о начале военной операции — начинает бомбардировка позиций курдов на территории Ирака. Разворачивается масштабная и показательная борьба с курдами и террористами. На фоне этих событий 21 августа Эрдоган объявляет о досрочных парламентских выборах из-за провала переговоров по созданию коалиции. 1 ноября 2015 года проходят парламентские выборы, на которых АКР получает большинство мандатов 317 из 550. Это и открыло дорогу для конституционных изменений, о которых Эрдоган публично говорит с 2014 года, когда он стал президентом Турции.
А уверенность, с которой Эрдоган принялся сажать руководство Демократической партии народов и искать среди курдов "террористов", закрыла пути для отступления. Ну и закрепил этот конфликтный курс власти, конечно, неудачный переворот, после которого более 100 тыс. человек покинули свои должности, либо их полномочия были приостановлены, от 37 до 70 тыс., по разным данным, были арестованы, около 400 НГО и почти 170 издательств и СМИ были закрыты.
Сергей Корсунский сомневается, что конституционная реформа станет причиной большой конфронтации: "Принятие поправок в Конституцию осуществляется законным путем, и тот факт, что значительная часть турецкого общества выступает против — норма для демократии. Но все же, против выступает меньшинство. Я не думаю, что референдум приведет к какой-либо масштабной конфронтации. Я был свидетелем референдума 2010 года, и тогда тоже рассматривались крайне важные для государства вопросы — все прошло в соответствии с нормами демократии".
Со временем, правда, у населения все-таки могут появиться вопросы к правительству по поводу экономической ситуации в Турции.
"Тяжело сказать, будут ли массовые протесты, но светская публика привыкла бунтовать, и вряд ли она так просто отступит. Это ведь 15-20% турецкого общества, не говоря уже о курдской его части", — полагает Кульчинский. Риск беспорядков и столкновений, добавляет он, будет зависеть от экономической ситуации, потому что к ним присоединяются не только откровенные оппозиционеры, но и представители националистической части общества и политикума. На темпы роста экономики серьезно влияет террористическая угроза, которая бьет по турпотоку. Если власти не удастся справиться с этими двумя негативными факторами, серьезные общественные взрывы действительно возможны.
Практически идентичное мнение высказал и Богдан Яременко: "В Турции нарастают экономические проблемы, увеличивается несправедливость в распределении национального блага, в Турции нарастает угроза терроризма, давят на СМИ. Это не может не привести к определенному взрыву или обострению. Но когда и как — зависит от очень многих факторов".
Прежде всего ситуация зависит от эффективности противодействия терроризму, экономической ситуации и обеспечения развития торговли. По мнению Яременко, в Турции растет "недопонимание, недоверие и неприятие друг друга" между сторонниками разных политических течений. "Эрдоган всегда шел на эти риски ради усиления власти. Он рискнет и сейчас", — заключил дипломат.