RU  UA  EN

вторник, 19 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.05
Общество

По ту сторону забастовки: когда в Украине подешевеет автогаз

В ноябре из-за блокады границы польскими перевозчиками автогаз дорожал

В ноябре из-за блокады границы польскими перевозчиками автогаз дорожал Сотни фур-газовозов застряли на польской границе Фото: delo.ua

Блокада границы польскими перевозчиками препятствует импорту автомобильного топлива, заявляют в правительстве Украины. "Апостроф" выяснял, насколько серьезна эта проблема, есть ли на сегодня в нашей стране дефицит горючего, и каким будут цены на бензин дизель и автогаз до конца 2023 года.

Польские перевозчики, которые уже почти месяц блокируют несколько пунктов пропуска на границе с Украиной, затруднили поставки в нашу страну бензина и другого автомобильного топлива, сообщил заместитель министра аграрной политики Маркиян Дмитрасевич.

"Движение наших грузовиков через украинско-польскую границу остановлено, что осложняет экспорт продовольствия из Украины. Мы частично способны компенсировать эти расходы, но у нас проблемы с ключевыми поставками, такими как топливо для нашей страны", - сказал на днях чиновник в ходе телемарафона.

Напомним, в первых числах ноября несколько сотен польских перевозчиков заблокировали движение автотранспорта на пограничных пунктах пропуска Рава Русская-Гребенне, Кременец-Корчева и Ягодин-Дорогуск. С 23 ноября также блокируется КПП Медика-Шегини.

Протестующие хотят, чтобы украинские перевозчики снова получали разрешения на въезд в ЕС, которые действовали до июня 2022 года, когда было подписано соглашение о либерализации грузоперевозок. Соглашение действует до 30 июня 2024 года и распространяется на весь Европейский Союз, а потому правительство Польши, даже если бы захотело, не смогло бы его разорвать.

На украинско-польской границе уже скопилось несколько тысяч фур. Из-за блокады Украина не может осуществлять через Польшу экспорт, прежде всего, аграрной продукции (однако сохраняется возможность вывоза через морские и дунайские порты), а на той стороне границы застряли гуманитарные грузы, а также горючее.

Читайте также: Поляки наглеют: между Киевом и Варшавой разгорается новый конфликт

Протестующие давят на газ

На сегодня Украина зависит от импорта бензина, дизельного топлива и сжиженного автогаза почти на 100%, а потому неудивительно, что прекращение поставок через Польшу представляет собой значительную проблему.

По словам эксперта "Нафторинка" Александра Сиренко, ситуация осложняется тем, что протестующие перекрыли как раз те пропускные пункты, через которые возможен проезд бензовозов и газовозов.

"Пересечение бензовозов с дизелем упало на 55,7% в среднем за сутки, по бензинам – это 53,5%. При этом падение по сжиженному газу всего 37,4%", - сказал эксперт в комментарии "Апострофу".

Тем не менее, ценовая динамика на украинском розничном рынке обратная – бензин и дизель не дорожают и даже немного дешевеют, а вот цены на автогаз продолжают расти, причем уже довольно давно. Так, например, если 31 октября средняя цена литра газа на АЗС была 28 гривен, то к 27 ноября она выросла до 36,6 гривны.

Частично это объясняется тем, что примерно 30% импорта сжиженного газа обеспечивались за счет автомобильных поставок именно через Польшу.

"Выпадение такого большого объема не могло пройти незамеченным, и поэтому уже несколько недель наблюдается острая нехватка топлива, и его цена за последний месяц выросла где-то на 30%", - сказал "Апострофу" директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.

Однако автогаз начал дорожать еще до того, как польские перевозчики заблокировали границу. Александр Сиренко напомнил, что украинские власти решили перекрыть импорт российского газа, который под видом европейского попадал на наш рынок.

"С 13 октября таможня усилила контроль, и посыпались те, кто возил российский газ. И это – главная причина того ценового сумасшествия, которое мы сейчас наблюдаем. Забастовка – это уже второстепенное. Цена выросла на 55% в опте, и за оптовой ценой должна выровняться розничная. Потом начались забастовки, они тоже подогрели цену", - говорит эксперт.

Читайте также: На АЗС Украины исчезает автогаз: водители бьют тревогу

Не Польшей единой

Тем не менее, эксперты не склонны драматизировать ситуацию.

Во-первых, как отметил Александр Сиренко, на сегодня речь не идет о полном прекращении проезда газовозов через польскую границу: "Просто замедлилось движение. С 6 по 22 ноября 530 газовозов проехали через польскую границу".

Кроме того, поставки переориентируются на железнодорожный транспорт, движение которого не блокируется.

По словам Сиренко, с начала забастовки поставки сжиженного газа по железной дороге выросли на 36%.

"Рынок пытается перегруппироваться, сейчас стараются больше везти железнодорожным транспортом, - согласен Сергей Куюн. - Кроме того, из Польши уже едут в объезд через Словакию и Румынию, а также наращивают поставки с юга, в первую очередь, через ту же Румынию".

Разумеется, такой логистический крюк отражается на цене, однако, по словам Александра Сиренко, подорожание должно составить лишь 1,5 гривны на 1 литре.

"Средняя цена газа, который нам поставляется со всех направлений, не только с польского, - до 23 гривен/литр. И как объяснить, почему на стелле 35 гривен?", - задает эксперт во многом риторический вопрос.

Бензин под елку

Но каких цен на горючее украинцам ждать до конца года? И это отнюдь не риторический вопрос.

Очевидно, что это будет зависеть от того, как быстро удастся наладить альтернативные маршруты.

"В принципе, уже есть понимание, что выход из этой ситуации найден, единственное – происходит все не так быстро, как хотелось бы, потому что нужно найти свободный подвижной состав, нужно пробить новые маршруты, потому что в Европе это не так просто. Рассчитываем, что через пару недель вопрос будет снят, - говорит Сергей Куюн. - Как только это произойдет, я уверен, цены на газ вернутся на уровень ниже 30 гривен за литр – то есть туда, где они, собственно, и должны были находиться".

Что касается бензина и дизтоплива, то по ним перспективы также достаточно благоприятные. Кстати, на их импорт автотранспортом через Польшу приходилось всего около 10%, и поэтому переориентировать поставки, в частности, на железную дорогу, было намного проще, чем в случае со сжиженным газом.

Напомним, что, в отличие от автогаза, цены на бензин и дизель не росли, а на минувшей неделе даже упали, причем довольно резко, что можно объяснить "черной пятницей" 24 ноября. С начала октября средние розничные цены на бензин А-95 и ДТ держались в диапазоне 55-56 гривен/литр, 24 ноября они рухнули до 52-53 гривен/литр, а 27 ноября отскочили к 54,3 гривны/литр.

"Я думаю, что цены будут падать. До 3 гривен на литре есть потенциал снижения, особенно это касается бензина - вплотную к 50 гривнам могут приблизиться", - говорит Сергей Куюн.

Александр Сиренко согласен: "Черная пятница" – это ответ на вопрос, какой должна быть цена на Новый год, то есть – до 50 гривен (за 1 литр). Это та цена, по которой можно продавать с заработком, и сети могут себе эту цену позволить".

Читайте также: Бензин и дизель начали дешеветь: что будет с ценами на горючее до конца года

Читайте также

Цены на бензин и газ изменятся: чего ждать с весны

Блокада границы с Польшей больше всего ударила по импорту в Украину сжиженного газа, но цены растут на все виды горючего

Новини партнерів