Повышение акцизных налогов на автомобильное топливо в Украине в начале 2025 года привело к его подорожанию, однако довольно скоро цены на АЗС стабилизировались. Более того, в последнее время горючее заметно дешевеет в рознице. "Апостроф" выяснял, с чем связана эта тенденция, и что будет с ценами на бензин, дизель и автогаз дальше.

Цены на бензин, дизельное топливо и автомобильный сжиженный газ в Украине в середине марта пошли на спад.

После ощутимого подорожания горючего в начале года из-за роста акцизов на него с 1 января стоимость бензина, дизеля и автогаза на протяжении нескольких месяцев оставалась стабильной. Однако в середине марта произошло довольное резкое снижение цен – если 17 числа бензин А-95 в среднем в рознице стоил 56,66 гривны/литр, то уже 18-го – 56,43 гривны/литр. Дизтопливо подешевело соответственно с 55,13 гривны/литр до 54,8 гривны/литр. По сжиженному газу тенденция не столь заметна, но она тоже есть – 36,93 гривны/литр против 36,85 гривны/литр.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Снижение цен на автомобильное топливо продолжается, и по состоянию на 24 марта один литр бензина А-95 на АЗС в среднем стоил 55,7 гривны, дизеля – 54,3 гривны, автогаза – 36,35 гривны.

Временное стало постоянным

Почему дешевеет горючее?

Главная причина – это снижение мировых котировок нефти.

"Если в начале года цена была 75 долларов (за баррель), потом она буквально за месяц выросла до 82, то сейчас – это 70. То есть такие качели, - объяснил в комментарии "Апострофу" директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. - Соответственно, это потянуло вниз ценник и в Украине".

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Другой вопрос, почему снижение цен происходит только сейчас, ведь нефтяные котировки находятся на нынешнем уровне уже некоторое время.

"Собралось достаточно предпосылок для того, чтобы опустить цены, - говорит Сергей Куюн. - Несколько недель этому предшествовало ползучее снижение в виде акций в больших сетях по выходным, потом были поползновения в более мелких сетях, и все это привело к более масштабным изменениям".

Акционные предложения в выходные дни сыграли, вероятно, ключевую роль в нынешнем снижении цен на автомобильное топливо.

"Там движение было достаточно серьезное, иногда до 6 гривен на литре", - сказал "Апострофу" эксперт "Нафторынка" Александр Сиренко.

При этом не все АЗС и не всегда возвращали цены после акций в выходные к прежним значениям, а, если и повышали их, то не до тех уровней, которые были до акционных предложений.

"Это стало заметно, к сожалению, только в конце февраля и еще активнее в марте. И, действительно, примерно с 17 марта началось реальное движение", - резюмировал Александр Сиренко.

Нестабильная нефть

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Итак, почему падают цены на горючее, мы, вроде бы, разобрались. Но как долго сохранится этот тренд?

"Надеемся, что есть еще потенциал для падения, и я думаю, что одна гривна (на литре) у нас еще есть, - говорит Сергей Куюн. - Произойти это может в период нескольких недель".

Но в целом, многое будет зависеть от мировых цен на нефть (как, впрочем, и от курса гривны, который в последнее время довольно стабильный).

Сейчас есть ожидание падения котировок нефти, в том числе, вследствие реализации планов американского президента Дональда Трампа, хотя пока трудно сказать, как на самом деле будут развиваться события (например, нынешняя неделя началась с небольшого роста цен на нефть ).

Неопределенность с нефтяными котировками вынуждает операторов отечественного рынка нефтепродуктов, как минимум, не спешить со снижением розничных цен на горючее.

"Нефть – это такая история нестабильная, и потом поднимать (розничные цены) будет сложно, и объяснять, что это не они виноваты, а нефть, - объясняет Александр Сиренко. - Во-вторых, у них падает реализация, и, как ни крути, причина – это война (люди воюют, люди гибнут, люди боятся попасть под мобилизацию и меньше ездят, люди продолжают бежать из страны). Поэтому заправки должны больше зарабатывать, а за все платим мы".

Резюмируя, отметим, что в случае сохранения низких котировок нефти и стабильного курса гривны цены на горючее в Украине также будут стабильными и, вероятно, даже немного снизятся. И, наоборот, если нефть подорожает, а гривна заметно ослабнет, цены на топливо пойдут в рост.

У кого в машине газ?

Отдельно стоит сказать несколько слов об автогазе. Цены на этот вид топлива в меньшей степени, чем на бензин и дизель, зависят от котировок нефти. Кроме того, на этом рынке есть свои особенности.

"На него вырос очень существенно налог - на 6 гривен (на литре), - рассказывает Сергей Куюн. - Кроме того, сейчас очень плохая конъюнктура европейская. В декабре заработало эмбарго на поставки в Европу российского сжиженного газа. Большие объемы шли в Польшу, а оттуда – к нам. Этот канал закрылся, и теперь поляки вынуждены везти более дорогой газ, как правило, "морской" (то есть привезенный по морю - "Апостроф"), и это, конечно же, сказывается на цене".

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Потребители привыкли к тому, что цена автогаза составляет примерно половину от цены бензина, но сейчас это соотношение превышает 60%.

"Такая диспропорция возникла не только потому, что газ подорожал, но и потому, что бензин подешевел в мире, потому что есть его определенное перепроизводство", - объяснил эксперт.

Относительная невыгодность цены сжиженного газа является причиной того, что автомобилисты все реже им заправляются.

"Розничные продавцы газа плачут – людей нет", - говорит Александр Сиренко.

Будет ли он дешеветь дальше?

"Сложно сказать, - честно признается Сиренко. - Пока что развитие событий на стороне потребителя, и цена падает".