Страны Европы начинают вводить более жесткие карантинные меры в связи со стремительным ростом заболеваемости COVID-19. Украинские власти говорят, что локдауна пока не будет, но отечественные компании уже начинают примерять на себя жесткий карантин. "Апостроф" выяснял, что будет с бизнесом, прежде всего, с малым, если страну снова "закроют".
Количество больных коронавирусом растет по всему миру. В Украине едва ли не ежедневно фиксируют новые рекорды заболеваемости. Почти каждый день статистика показывает более 7000 новых случаев, а, например, 30 октября было зарегистрировано 8312 заболевших.
Несмотря на то, что европейские руководители заверяли своих граждан, что жесткого карантина не будет, уже несколько стран ЕС ввели частичный локдаун.
Украинские власти уверяют, что проводятся все возможные мероприятия, чтобы избежать второй волны жесткого карантина. Президент Владимир Зеленский заявил, что локдаун все же возможен, но при условии, если в день будут фиксировать более 9500 больных: "В случае такого количества больных COVID-19 мы будем вынуждены ввести жесткий карантин. Но тогда остановится экономика нашей страны, и будет сложно всем ".
В свою очередь главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко уверяет, что Министерство здравоохранения сможет справиться с 10000 больных в день.
Впрочем, учитывая, что местные руководители в основном смотрят на то, как действуют наши западные партнеры, локдауна нам, возможно, будет не избежать.
Сложно будет всем
Экономика Украины смогла устоять на ногах после весеннего локдауна и показала не самые плохие показатели в условиях масштабной остановки (на конец 2020 по разным оценкам, ВВП страны упадет только на 4-8%).
Но, если говорить об отдельных бизнесах, то не все смогли пережить тот карантин. Креативная индустрия полностью замерла и понесла колоссальные убытки. Многие кафе и рестораны так и не открыли свои двери после введенных послаблений. Авиакомпании сих пор не могут полноценно восстановить работу и отбить убытки за минувшее полугодие. Турагентства, которые понесли немалые убытки, тоже со страхом смотрят на прогнозы жесткого карантина зимой.
Но как настроен бизнес сегодня? Готовы ли представители различных отраслей к новому замиранию?
Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА) провела опрос среди представителей малого и среднего бизнеса, в результате которого оказалось, что четверть предприятий потеряли до 75% дохода, а почти половина респондентов рассказали об убытках в 50%.
Исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко в разговоре с "Апострофом" заявила, что повторное введение карантина заставит предпринимателей "затянуть пояса" еще сильнее. "Если для крупных компаний это будет означать отказ от развития и долговременную стагнацию, то для малого бизнеса - это вопрос выживания", - сказала она.
В связи с вероятностью возвращения карантина, многие предприятия перестали проводить обновление - закупать новые коллекции в магазинах, вводить новые предложения в сфере обслуживания или туризма. Сегодня большинство небольших кафе уже не закупают продукты на месяцы вперед - предприниматели понимают, что жесткий карантин вновь заставит закрыть двери на неопределенное время.
Бизнес занял выжидательную позицию. Ведь большинство уже не имеют той подушки безопасности, которая еще в марте-мае могла спасти от окончательного краха.
Выживают, кто как может
Конечно, были и те, кто еще во время весеннего локдауна начали искать новые возможности. Для того, чтобы держаться на плаву владельцы кафе и ресторанов в онлайн-формате продавать наборы для приготовления кофе, панкейков или даже полных ужинов.
Магазины также начали осваивать онлайн-историю. Те, кто имел только офлайн-продажи, разработали собственные сайты, чтобы хоть как-то выживать. Можно с уверенностью сказать, что введение онлайн-продаж стало спасательным кругом для ритейла.
Но, несмотря на то, что некоторые бизнесы смогли приспособиться к новой реальности, доля тех, кто с ужасом просматривает статистику заболеваемости COVID-19, все равно остается значительной.
Директор департамента стратегического консалтинга Украинской торговой гильдии Константин Олийнык в комментарии изданию отметил, что в результате предыдущих карантинных мероприятий потребительский спрос сильно уменьшился.
"Люди в основном перестали покупать что-то без крайней необходимости", - сказал он.
А это значит, что почти весь бизнес перейдет в фазу стагнации - туристические агентства не смогут продавать туры, тренажерные залы вынуждены будут снова замораживать абонементы клиентов, кинотеатры понесут убытки из-за отсутствия показов и тому подобное.
Но от утраты позиций бизнеса прежде всего пострадают люди. По словам Константина Олийныка, новая остановка может спровоцировать еще большую безработицу, ведь на предпринимателях в случае локдауна остаются арендные расходы, налоговые платежи, зарплаты персонала, и это - при нулевом выторге, поэтому они должны оптимально аккумулировать имеющиеся финансы.
Также надо понимать, что сегодня предприниматели тратят дополнительные средства на средства защиты для своих сотрудников, а, если говорить о сфере обслуживания, то и для клиентов, и эти расходы являются значительными.
Малый бизнес и ФОПы в зоне риска
По словам Анны Деревянко, большая часть бизнеса собирается наверстать упущенное и выйти на докарантинний уровень за шесть месяцев - год, если, конечно, не будет введена вторая волна карантина.
Большинство предпринимателей уже усвоили урок предыдущего локдауна, поэтому более или менее подготовились к новым вызовам.
Впрочем, в группе наибольшего риска - представители малого и среднего бизнеса, которые могут не перенести новой остановки. Так, по данным ЕБА, треть так называемых ФОПов (ФЛП, физическое лицо - предприниматель) планируют закрыться или сократить свою деятельность в случае внедрения новых ограничительных мер.