RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Бизнес
Мнение

Социальное предприятие отличается от обычного ответом на вопрос, что делать с доходами

Социальный бизнес зарабатывает деньги, но тратит их на проблемы общества

Социальный бизнес зарабатывает деньги, но тратит их на проблемы общества Фото: pixabay.com

В Украине еще не сформировалось правильное устойчивое представление о том, что такое социальный бизнес, и как устроены его процессы. Координатор по развитию социального предпринимательства в Future Development Agency Алина Бочарникова рассказывает о том, какие типы социального бизнеса существуют и какие его главные атрибуты.

Часто людям сложно правильно понять истинную суть и важность нового для Украины явления - социального предпринимательства и социальных предпринимателей, которые создают социальную экономику, как в Европе. В этой статье попробуем разрушить ложные представления и разобраться, что же такое социальный бизнес и какие его виды существуют.

Профессор, эксперт по социальному предпринимательству Мохаммад Юнус говорит, что социальное предпринимательство -это бизнес с социальной целью, созданный для улучшения жизни других людей. Цель такого бизнеса не сведена к получению финансовой выгоды основателем, она заключается в создании социальной ценности для общества и преодолении общественно значимой проблемы.

Пройдем условный путь от обычного бизнеса к социальному.

Обычно предприятие работает для того, чтобы развиваться и приносить прибыль своему владельцу или учредителям. В конце каждого месяца такое предприятие считает, сколько оно заработало. Часть средств идет на покрытие расходов. Остальные, чистая прибыль, является собственностью инициатора бизнеса. Он забирает эти средства себе, или же, по желанию вкладывает в развитие бизнеса.

Теперь сделаем один шаг в сторону социальности. Существует бизнес, который занимается благотворительностью, то есть иногда передает какую-то часть средств или продукции на решение определенной проблемы. Но такие действия не имеют никакой стратегии, и это больше похоже на разовые акции по зову сердца.

Еще шаг в сторону социального бизнеса - это бизнес с корпоративной социальной ответственностью. Такой бизнес начинает продумывать, каким образом уменьшать свое негативное влияние на окружающую среду: устанавливать системы фильтрации, уменьшать потребление электроэнергии, переходить на зеленую энергетику, закупать более экологичные материалы или переработанные повторно и тому подобное. Также социально-ответственный бизнес пытается за счет различных социальных проектов интегрировать социальное в свою бизнес-деятельность.

Например, мы имеем компанию по производству кроссовок. И хотим реализовать некий социальный проект. Скорее всего, нам будет более интересно поддержать или организовать спортивное мероприятие, например, детский полумарафон. И вряд ли мы будем вкладываться деньгами в уход за людьми пенсионного возраста, даже если очень уважаем и ценим их - это не наша сфера интересов.

То есть социально-ответственный бизнес всегда выстраивает свою социальную полезность вокруг своего продукта, производства или вокруг своего покупателя для увеличения лояльности и продаж. Часто социальность является частью стратегического пиара и маркетинга брендов, способом экономии в производстве, реже - непоколебимой позицией владельца и ценностью компании.

Если мы сделаем еще шаг в сторону социального, то перейдем уже к социальному бизнесу.

Не все жизненно необходимые потребности людей может удовлетворить государство. Так возникают предприниматели, которые являются активными участниками социальных изменений. Они создают услуги и сервисы, которых на рынке еще нет, а государство их финансово или профессионально обеспечить не может. Социальные предприятия создаются в ответ на острую социальную или экологическую проблему и бизнес-составляющая обеспечивает самофинансирование и долгосрочное существование такого решения.

Социальное предпринимательство можно описать формулой:

запланированные социальные изменения + бизнес = социальное предпринимательство.

Обычное предприятие от социального отличается ответом на вопрос, что делать с прибылью. Если обычный бизнес владелец создает для того, чтобы зарабатывать и тратить полученные средства (все доходы) на собственные потребности и желания, то социальное предприятие создается, как машина для генерирования средств, чтобы решать социальную проблему. Прибыль социального предприятия в полном объеме направляются на социальную цель деятельности и изменения в обществе. Владелец / руководитель предприятия и сотрудники получают ежемесячную рыночную заработную плату и сознательно не претендуют на деньги из прибыли.

Коротко разберемся со словом прибыль. Экономическая природа понятия прибыль - сумма, на которую доходы превышают связанные с ними расходы. Чистая прибыль - это прибыль после уплаты налогов. Социальное предприятие может и должно быть прибыльным. Руководитель/владелец социального предприятия может и должен получать заработную плату, что является расходами предприятия. Но средства в результате математического действия вычитания (доходы минус расходы), то есть прибыль, ему не принадлежат и направляются на системное решение выбранной социальной проблемы.

Любое социальное предприятие должно быть уравновешенным. Если организация начинает больше времени уделять социальной деятельности, то она перестает быть предприятием, потому что просто не успевает зарабатывать деньги, продавать продукцию.

Нельзя допускать перекоса и в другую сторону, когда предприятие больше акцентируется на решении бизнес вопросов, забывая о социальной составляющей. Тогда оно не успевает реализовывать свою социальную цель и превращается в обычный бизнес.

У каждого социально предприятия должно быть:

●социальная цель деятельности (обычно она указывается в уставе, на сайте, этикетке, в миссии или отдельно в социальной цели предприятия и прослеживается во всей коммуникации бренда)

●бизнес-модель, которая сама на себя зарабатывает (бизнес большую часть средств получает с продажи собственных товаров и услуг, часть средств может привлекать по грантам, краудфандингу, социального инвестирования и т.п.);

●системность решения выбранной социальной или экологической проблемы (деятельность сфокусирована на одной социальной проблеме или помощи выбранной уязвимой группе и не меняется на протяжении существования организации);

●четкое измеряемое влияние деятельности социального предприятия (например, на качество и уровень жизни целевой группы или окружающую среду).

В Украине можно наблюдать развитие четырех основных типов социальных предприятий. Остановимся на каждом подробнее.

Читайте также: Социальное предприни­мательство: отвечаем на вопросы и разрушаем мифы

Первый тип - социальные сервисы и товары

Такой бизнес работает по инновационной модели. Социальные предприятия создают новые услуги: социальные, образовательные, медицинские, экологические, или изготавливают социально значимые товары, которые решают социальную проблему и приносят прибыль.

Например:

●сортировочные станции по переработке вторсырья;

●хосписы для тяжелобольных лиц;

●дома для проживания одиноких пожилых людей;

●гостиницы для пострадавших от домашнего насилия;

●кризисные центры;

●центры медиации, где можно получить профессиональную помощь для решения конфликтных ситуаций в семьях, проблем в отношениях родителей и детей;

●инклюзивные учреждения дошкольного или специализированного образования;

●частные медицинские сервисы, предоставляющие своевременное лечение социально опасных болезней;

●производители слуховых аппаратов, протезов и других социально-значимых товаров и тому подобное.

Обычно такое социальное предприятие работает на базе благотворительной или общественной организации, и бизнес, встроенный в работу этой организации, является продолжением работы для достижения социальных целей.

Например, в Киеве работает ОО "Украина без мусора", которая основала первую в Украине образовательную сортировочную станцию. Сначала Евгения Аратовская и ее команда пытались осуществлять просветительскую деятельность и учить людей сортировать бытовые отходы. Однако столкнулись с тем, что люди, даже зная, как правильно сортировать, не имеют возможности это делать, потому что некуда относить отсортированную вторсырье. Таким образом эта организация стала сервисной: сейчас сортировочная станция обеспечивает сортировку более 30 видов материалов, обслуживает вывоз вторсырья из жилых помещений и офисов.

Фото: nowaste.com.ua

В этом году они запустили краудфандинговую кампанию: собирают средства, чтобы переехать в большее помещение на ВДНХ в Киеве и увеличить объем сортировки, потому что все больше и больше людей из всех районов города приобщается к их инициативе. Важно отметить, что услуга досортировки является платной (когда клиент привозит вторсырье, а работник станции раскладывает по типу), услуга безопасного высокотемпературного сжигания тоже стоит денег - 50 грн за один пакет до 35 л и 100 грн за пакет до 120 л. И то, что раньше казалось нереальным и подвергалось сомнению мол, ну кто будет сам привозить из другого района свой мусор и платить за его утилизацию, превратилось в сознательную привычку киевлян.

В Европе сортировка уже давно является нормой повседневной жизни. Слово "мусор" почти не употребляется, потому что его не существует. 90% материалов, из которых состоят все вещи, при правильной утилизации можно повторно использовать для производства новых вещей. Устойчивая экономика ЕС отказывается от пластиков, которые не поддаются переработке, и заставляет всех производителей нести ответственность за продукт и упаковку даже после прекращения пользования клиентами. В свою очередь клиенты тоже начали учитывать маркировку на упаковках, потому что это и их деньги, которые они платят за утилизацию неликвида.

Пример ОО "Украина без мусора" стало важным для всей страны, потому что по этой модели начали создаваться другие подобные негосударственные станции глубокой сортировки в регионах. Организация формирует в украинцев европейские привычки современного, умного и заботливого обращения с ресурсами.

Еще один пример социального предпринимательства - центр реабилитации для детей и молодежи с функциональными ограничениями "Гармония". Он работает в Виннице на базе ОО "Гармония". Центр предоставляет реабилитационные услуги людям с инвалидностью. Но эти услуги продают не непосредственно людям, а муниципалитету и области. А люди с инвалидностью получают качественные профессиональные услуги бесплатно.

Фото: facebook.com/ngo.harmony

Второй тип - создание рабочих мест для людей из уязвимых групп

Социальные предприятия помогают людям, которым трудно конкурировать на рынке труда. Такие люди по объективным причинам не могут найти себе работу. Например, людям предпенсионного возраста трудно конкурировать с молодежью, людям с инвалидностью за нарушения здоровья может потребоваться дополнительное обустройство рабочего места, людям вернувшихся из мест лишения свободы нужно еще преодолеть стигматизацию и отказы из-за страха и недоверие работодателя, ветерану с войны, сложно интегрироваться в мирную жизнь с другим ритмом и правилами.

Социальные предприятия не просто создают рабочие места, а осуществляют социальную интеграцию таких лиц. Для этого в штате может работать дополнительный специалист - психолог или сопровождающий. Например, есть инклюзивная пекарня "Good Bread from Good People", где работают люди с ментальной инвалидностью.

Ментальная инвалидность - это психическое расстройство, вызванное нарушением работы мозга. Например дискалькулия - дисфункция работы мозга, выражается в том, что человек не может выполнять математические операции, имеет ухудшенную память и трудности в планировании своих действий и тому подобное.

Такой работник ограничен в выборе профессии и не каждый работодатель будет готов помочь ему реализовать себя. Но невозможность считать на кухне можно компенсировать, привлекая к работе сопровождающего-тьютора для таких лиц. В результате человек с ментальной инвалидностью может быть поваром, выпекать вкусную выпечку, заниматься любимым делом, иметь повод выходить из дома, иметь друзей, праздновать дни рождения, мечтать, достигать результатов, быть вовлеченным в типичные для всех других людей жизненные процессы.

Фото: facebook.com/goodbreadfromgoodpeople

Необходимость осуществлять дополнительные затраты на оборудование офиса, обучение и переквалификацию, наем дополнительных сотрудников для сопровождения работников из уязвимых групп ставит вопрос экономической целесообразности и эффективности труда такого сотрудника. Эти факторы отталкивают традиционный бизнес от трудоустройства таких лиц. Для социального предприятия, имеющего цель осуществить социальную интеграцию социально незащищенных групп населения, люди являются высшей ценностью, а дополнительные расходы становятся задачей к решению через получение государственных компенсаций, привлечение дополнительного финансирования от грантов, благотворительных взносов от общества и тому подобное.

По критериям международной организации WNISEF, которая выдает кредиты на масштабирование социального предпринимательства, такие предприятия будут считаться социальными, если там будет трудоустроено более 50% людей из социально незащищенных групп. То есть, если на социальном предприятии работает 10 человек, то 5 трудоустроенных работников могут быть из целевых групп.

Пока в Украине нет специализированного законодательства, которое регулировало бы социальное предпринимательство и процентную долю трудоустроенных лиц. Поэтому предприниматели самостоятельно определяют соотношение работников в команде выходящие от производственных процессов и экономической эффективности работы бизнеса. Часто в регионах устанавливают собственные критерии. Винницкая территориальная община, например, в своей программе прописала общие критерии, а затем их уточнила, указав, что предприятие, где работает 30% персонала с уязвимых групп, считается социальным предприятием на время карантина в связи с пандемией Covid-19.

Какую юридическую форму может выбрать социальное предприятие и как это работает?

1.На базе общественной / благотворительной организации может быть основано предприятие и трудоустроены люди с уязвимых категорий.

2.Или же общественная организация может стать учредителем другой коммерческой организации, например общество с ограниченной ответственностью (ООО), и всю свою деловую и социальную составляющую реализовать на базе новой организации.

3.Общественные или благотворительные организации могут заключать партнерство с действующими бизнес-организациями, распределяя между собой ответственность за обеспечение социальных изменений и бизнес-деятельность соответственно.

Социальное предпринимательство может быть эффективным продолжением деятельности общественных или благотворительных организаций для обеспечения достижения их уставной цели деятельности. Также, запуск собственного предпринимательства предоставляет больше устойчивости организации, может сделать ее менее зависимой от донорского финансирования и ожидания грантов.

С 2014 года в Украине работает социальное предприятие "Учебно производственный центр" на базе благотворительной организации "Свет Надежды". Организация начала свою деятельность для помощи бездомным лицам в поиске жилья и поддержки для возвращения к полноценной жизни. Обычно бездомными в городе становятся люди, вернувшиеся из мест лишения свободы и не нашли поддержки у семьи и друзей, нарко- или алко-зависимые лица и другие.

Фото: facebook.com/nvc.poltava

Организация предоставляет бесплатные социальные сервисы на базе центра адаптации. Но чтобы помогать бездомным, нужно обеспечить их самостоятельность и финансовую стабильность. Как это можно сделать?

В фонде поняли - этим людям нужно помочь восстановить их рабочие навыки и создать для них рабочие места. Так образовался "Учебно-производственный центр". Это крупное предприятие по пошиву одежды, в котором работают женщины из целевых групп. Ателье работает, как и обычное, отшивает качественную продукцию по заказу. Заказчиками услуг швейного предприятия являются иностранные дизайнеры. Для них отшиваются коллекции во Францию, Италию и другие европейские страны.

Изменения, которые создает организация, можно четко зафиксировать. Социальное влияние предприятия - это возвращение более 20 женщин к полноценной жизни, восстановление их трудовых прав, материальная независимость и самореализация.

Читайте также: Fashion и устойчивое развитие: как модный бренд Burberry сделал ESG своим приоритетом

Третий тип - генерирование прибыли

Такой бизнес создается, чтобы зарабатывать деньги и направлять доходы на решение социальной или экологической проблемы.

Как отмечалось выше, разница между социальным предприятием и традиционным бизнесом только в том, что прибыль из обычного бизнеса идет в карман своего владельца и расходуется так, как хочет он. А прибыль социально бизнеса финансирует изменения в обществе.

В экспертном сообществе возникают дебаты, сколько процентов от прибыли социальное предприятие должно отдавать на социальную цель деятельности, чтобы оставаться социальным. Нужно направлять всю прибыль, или 10% и хватит?

Социальное предприятие создается для того, чтобы решать социальную проблему. Все средства, которые компания заработала, должны по логике идти на достижение социальных изменений. При этом, все, кто работают на предприятии, должны иметь соответствующие условия труда и конкурентную на рынке заработную плату.

Самым известным примером социального предприятия, которое генерирует прибыль для социальных изменений, является общественный ресторан Urban Space 100. Его открыли в Ивано-Франковске. Идея принадлежит ОО "Теплый город". Они объединили 100 жителей, социальных инвесторов, Ивано-Франковска, которые безвозвратно инвестировали по 1000 долларов в виде благотворительной помощи на счет ОО. Эти стартовые деньги были использованы, чтобы основать этот ресторан - арендовать помещение, сделать там ремонт, закупить технику, обучить персонал.

Организация "Теплый город" стала руководителем проекта и организовала управления всеми процессами запуска ресторана в партнерстве с бизнес-компанией "23 ресторана", которая после запуска приняла на себя управление ресторанным бизнесом. 100 основателей ресторана не претендуют на его прибыль, не влияют на работу ресторана. Они составляют Наблюдательный совет, получают финансовую и нефинансовую отчетность об успехах ресторана. Учредители ежеквартально собираются и решают, куда будет направлена прибыль ресторана. 80% от доходов ресторана идут на финансирование социальных, культурных, экологических и урбанистических проектов в Ивано-Франковске. 20% направляются на развитие бизнеса и оплату труда сотрудников ресторана.

Фото: behance.net

За время работы, а это уже более 5 лет, ресторан поддержал 110 социальных проектов в городе. Объем этой поддержки составил 2,8 млн грн. Ресторан является достаточно мощным донором внутри города, который генерирует прибыль и вкладывает ее в развитие благополучия общества.

Ивано-Франковский опыт вдохновил и другие города, и в 2019 году в Киеве появился ресторан Urban Space 500. Его открыли по первой в Украине социальной франшизе - все правила ведения бизнес-процессов и социальной составляющей были прописаны в франшизе и проданы другой общественной организации.

ОО "Теплый город" было сопровождающей организацией, которая помогала ОО "Другое образование" повторить их опыт в Киеве. На этот раз объединили уже 500 человек, социальных инвесторов. Для этого создали отдельную ОО "Пространство 500", соучредителями которой как раз и стали 500 инвесторов, безвозвратно инвестировали по 1000 долларов в открытие Urban Space 500. На эти деньги открыли ресторан, а инвесторы по Франковской схеме стали членами Общего собрания и принимают совместные решения по социальной составляющей. Управление ресторана обеспечивает нанятая ресторанная кампания с опытом работы в этой области.

Четвертый тип - смешанный

Это социальный бизнес, сочетающий в себе второй и третий тип. В таких предприятиях работают люди с уязвимых категорий (менее половины от штатных сотрудников), а вся прибыль идет на финансирование социальной цели деятельности.

Читайте другие тексты спецпроекта "Устойчивое развитие" ЗДЕСЬ.

Читайте также