28 июня в мире отмечают международный день социального бизнесу. В Украине социальный бизнес - явление, существующее в сопровождении мифов и несовершенного представления людей о нем. Чтобы исправить ситуацию, координатор по развитию социального предпринимательства в Future Development Agency Алина Бочарникова отвечает на самые популярные вопросы, которые ставят люди о социальном бизнесе, и разрушает главные мифы.
1. Что делать социальному предприятию, когда оно не имеет прибыли?
Отсутствие прибыли - это проблема любого бизнеса. Основная задача - провести анализ и найти ответ на вопрос почему нет продаж? Почему клиенты не покупают нашу продукцию? Что нужно клиенту сейчас? Что делают наши конкуренты?
Далее нужно вносить коррективы в товары и услуги, менять каналы продаж, продумывать, каким образом продолжать выполнять социальную цель работы.
Во время пандемии и карантина рестораны в Украине были закрыты. Соответственно, они имели не лучшую финансовую ситуацию и не получали прибыли для реализации социальной составляющей. Принимать гостей в заведении было запрещено, поэтому стало необходимо наладить онлайн-продажи и быструю доставку.
Чтобы сохранить социальную ценность работы общественного ресторана Urban Space 100, было решено уменьшения периодичности рассмотрения и поддержки проектов. Наблюдательный совет соучредителей вместо распределения прибыли каждого квартала, теперь делает это раз в год.
Если вернуться к примеру Urban Space 500, они начали внедрять собственные образовательные и культурные проекты, проведение информационных мероприятий для популяризации социального предпринимательства. Достижения социальной цели не останавливается, трансформируются деятельность и ищутся дополнительные возможности для работы.
Читайте также: Социальное предпринимательство: отвечаем на вопросы и разрушаем мифы
2. Кто контролирует, как социальное предприятие решает проблему?
В Украине социальное предприятие пока контролируется только социальным предпринимателем и обществом, СМИ. В странах Европейского союза, имеющих специализированные законы по социальному предпринимательству, социальная отчетность является обязательной. Ежегодно предприниматели возобновляют свой статус «социальное предприятие» путем публичного добровольного отчетности о достижении результатов годовой работы.
В некоторых странах есть институции, которые принимают, анализируют отчетность и обновляют статус социального предприятия. Хочешь открыть социальное предприятие, назовись им, работай год, покажи, что ты достигаешь результатов, и тебе продолжат этот статус социального предприятия на следующий период.
Есть предприятия, которые добровольно отчитываются о своей деятельности и в Украине. Есть и те, которые не отчитываются, но это минус для них самих. Поскольку такая отчетность является хорошей ретроспективой, чтобы посмотреть, насколько эффективны процессы внутри компании, достижения социальных изменений в обществе. Часто отсутствие таких отчетов объясняют отсутствием времени на его составление. Но уже это должно натолкнуть руководителя на определенные мысли, что что-то в предприятии идет не так. Информировать общество о результатах деятельности означает формировать доверие, лояльность и заинтересованность жителей города к социальному предприятию.
3. Есть ли в Украине закон, где была бы регламентирована деятельность социального предприятия?
Пока в Украине нет отдельного закона о социальном бизнесе, но есть законы, регламентирующие предпринимательскую деятельность, работу благотворительных и общественных организаций, а также законы, содержащие описание прав уязвимых групп населения, описание государственных гарантий и тому подобное.
Создаются локальные программы по инициативе местных властей в общинах, содержащих ряд долгосрочных мер по созданию условий и развития экосистемы поддержки социального бизнеса. Именно отсутствие закона позволяет местным органам самоуправления определять ключевые социальные проблемы и приступать к немедленному решению в обществе, а также устанавливать свои правила игры для социального бизнеса. Недостатком такого подхода является то, что у каждого города может быть свое понимание "социальности" и различные критерии определения социального предпринимательства.
Отсутствие специализированного законодательства не мешает социальному предпринимательству развиваться, но и не стимулирует и не поддерживает его развитие на государственном уровне.
Теперь к мифам
Миф первый: социальное предприятие = волонтерство
Нет, социальное предпринимательство - это не волонтерство. Каждый, кто работает на предприятии, получает зарплату. К тому же конкурентоспособную, согласно стоимости того или иного работника на рынке труда.
Каждый работник, в том числе и работники из уязвимых категорий, не работают бесплатно на социальном предприятии. В противном случае, это потеряло бы всякий смысл их реинтеграции.
Миф второй: социальное предприятие - это хенд мейд
Социальные предприятия могут быть крупными бизнес-структурами, работающими на иностранных рынках и конкурирующими с другими бизнесами своим качеством и ценой. В Украине существуют ателье, которые отшивают свою продукцию на экспорт в разные страны Европы. Есть сети ветеранских ресторанов в разных городах, которые работают 5 и более лет. Эти же рестораны продают свои франшизы по всей стране.
Таким образом, социальный бизнес нельзя считать исключительно чем-то малым и локальным.
Миф третий: социальное - это нечто некачественное или бесплатное
Заграницей социальное - это общественно полезное и модное. Если ты купил социальный товар, то ты в тренде. Во многом это можно сравнить с охотой за всемирно известными брендами, типа Dolce & Gabbana. Это такой же повод для гордости - носить вещи, которые буквально меняют мир! И это не имеет ничего общего с тем, какие ассоциации вызывает слово "социальное" в постсоветских странах. Это что-то типа бесплатного льготного хлеба в длинных очередях.
Украинские социальные предприятия работают годами, имеют своих постоянных клиентов и свой собственный бренд, конкурируют качеством и оригинальностью продукции.
Миф четвертый: социальный бизнес = благотворительность
Социальный бизнес - это не благотворительность. Благотворительность - это явление непостоянное и эмоциональное: у меня есть 100 грн, и я хочу кому-то помочь вместо того, чтобы попить кофе. Я поддерживаю этими деньгами доброе дело. В социального бизнеса это работает иначе. Основатели социального предприятия исследовали проблему в обществе, нашли первопричину ее возникновения, придумали план решения и запустили бизнес, это решение поддерживает финансово течение длительного времени. Следуя плану, социальное предприятие шаг за шагом приближается к решению выбранной проблемы в городе, области, стране в целом.
Пока физики ищут антиматерию, вечный двигатель, который бесконечно будет производить энергию, в социальной сфере этот вечный двигатель уже найден - это социальное предпринимательство. Чем больше количество продаж в социальной предприятия - тем больше прибыли и тем больше денег можно направить на решение проблемы. Чим больше оно работает бизнес, тем больше социальных проблем будет решаться. А чем больше об этом узнает община - тем больше клиентов и продаж.
Миф пятый: социальные предприятия открывают благотворители
На практике социальные предприятия сейчас открывают профессионалы. Например, пекарню "Good Bread from Good People", где работают люди с ментальной инвалидностью, открыл лечебный педагог. А реабилитационный центр для детей с аутизмом "самостоятельно" открыла психолог-реабилитолог.
Да, есть и примеры, когда социальные предприятия открывают люди, которые долгое время жили в социальной проблеме и уже имеют года стажа успешной борьбы с ней. Возможно у них нет специального образования, но в них уже есть практические навыки и знания, сформированы самой жизнью.
Один из управляющих принципов работы в смежных отраслях - обучение в течение всей жизни. Освоения новых знаний и обновления их в области управления предпринимательством, продажах, пиаре, настройке таргетированной рекламы, производстве упаковки, технологий социальной работы, исследовании поведения и мотивации клиента, бухучете - актуально всегда и для каждого социального предпринимателя.
Миф шестой: все товары социального предприятия должны быть бесплатными
Это абсолютная неправда. Кроме того, учитывая, что в социального предприятия больше затрат, часто его товары могут быть даже дороже других на рынке.
Обычной пекарни достаточно купить две печки, поставить посменно два человека, и они будут весь день и ночь выпекать продукцию. В инклюзивной пекарни кроме двух печей и двух людей, нужен еще один работник, как сопровождающий. К тому же люди с ментальной инвалидностью устают быстрее, поэтому должно быть несколько смен на один рабочий день. При этом, несмотря на большие расходы, налоги социальный бизнес платит такие же как и традиционный бизнес.
Иногда бизнес вкладывает в цену своего продукта стоимость социальной составляющей. Например, в чек ресторана в стоимость чашки кофе вложен процент средств на очистку местной реки. И эта стоимость будет распределена между тысячей клиентов.
Читайте также: Первый форум устойчивого развития в Украине: какими кейсами делились отечественные и международные компании
Миф седьмой: социальные предприятия живут на гранты международных организаций
Общественные / благотворительные организации часто являются заложниками грантов - они ждут, пока им дадут средства на реализацию социального проекта. Тогда как социальное предприятие дает свободу в решении актуальных проблем общества и в самостоятельном заработки и устойчивому финансировании этого решения. Социальное предпринимательство можно рассматривать как способ самоорганизации общества с целью привлечь средства самостоятельно. Общественные рестораны Urban Space 100, Urban Space 500 показывают, какой объединяющей силой обладает социальный бызнес ради общей цели и обеспечения коллективного благополучия.
Читайте другие тексты спецпроекту "Устойчивое развитие" ЗДЕСЬ.