Разговоры о сверхприбылях газодобывающих компаний, которые работают в рамках договоров о совместной деятельности, продолжают подогревать к ним интерес со стороны государства. При этом результаты инвентаризации таких договоров или информация о выявлении нарушений при выдаче соответствующих разрешений властью не комментируются. Пролить свет на ситуацию "Апострофу" помог один из самых больших игроков на этом рынке.
Компания "Карпатыгаз", которая занимается добычей газа по договору о совместной деятельности с государственным ПАО "Укргаздобыча", считает, что в случае сохранения для нее рентной ставки в размере 70% такое решение будет рассматриваться как попытка дискриминации компании с целью ее уничтожения как участника рынка. Об этом "Апострофу" заявил финансовый директор компании "Карпатыгаз" Артур Сомов, комментируя принятие в первом чтении законопроекта о снижении рентных платежей, взимаемых при добыче природного газа.
Согласно документу, для частных и государственных газодобывающих предприятий планируется снизить ренту с 55% до 29% (при глубине добычи до 5 км) и с 29% до 14% (при глубине добычи свыше 5 км). "Снижение платежей распространяется на все газодобывающие компании, частные и государственные, кроме тех, кто работает по договорам о совместной деятельности, заключенным с компаниями "Укргаздобыча" и "Укрнафта", — отметил господин Сомов.
В этом сегменте, который может не попасть под действие нормы о снижении ренты, 80% занимает компания "Карпатыгаз". "Мы рассматриваем это как дискриминационное действие, направленное на ухудшение условий работы нашей компании, поскольку именно мы в итоге можем пострадать больше всех", — отметил Артур Сомов. Он подчеркнул, что на сохранении ставки ренты на уровне 70% для компаний, работающих по договору о совместной деятельности, настаивал лично премьер-министр Арсений Яценюк. Учитывая это и заявление "Укргаздобычи", которая обвинила "Карпатыгаз" в невыполнении инвестиционных обязательств, Артур Сомов не исключает, что в отношении "Карпатыгаз" проводится целенаправленная акция по дискредитации. "Мы эту ситуацию рассматриваем как одно из звеньев в рейдерской атаке на наш бизнес".
И на самом деле, эта атака началась еще при старой власти — в марте 2013 года. Тогда нас не пускали в баланс. То есть нам не давали продавать газ. Мы газ добывали, платили ренту и все налоги, но продавать его не могли. В итоге у нас просто вымывались оборотные средства. При этом нам поступали предложения "поделиться". В апреле-мае 2014 года в такой ситуации наша компания должна была, по сути, умереть. Власть поменялась, и нас впустили в баланс, но против компании начали использовать более изощренные инструменты, начиная от медиаакций — публикаций в желтой прессе — и заканчивая дискриминационными рентными ставками и пресс-релизом "Укргаздобычи". Мы смотрим на это, как на цепочку событий, направленных на "отжим" бизнеса", — заявил господин Сомов.