За годы независимости нашей страны тема тарифов приобрела особенный политический окрас. Заявлять о недопустимости повышения тарифов для населения стало нормой для многих политиков, превращая во многом благие намерения в популистские оды. Но, мало кто из них обращает внимание, что коммунальные тарифы, в первую очередь, имеют экономическую составляющую, которая всецело подчиняется законам экономики и рынка. Как эта экономическая часть отличается от наших ожиданий - в нашем материале.
Игнорировать тарифы, заниматься "ручным управлением" либо принимать половинчатые решения, практиковаться в популизме, держа в уме грядущие выборы, как показывает наша действительность, можно. Однако, от этого страдает национальная экономика. Рано или поздно непременно "рванет", с самыми тяжелыми последствиями. Вспомните стабильный "доллар по 8", который удерживали всеми средствами. Вспомните стабильную цену на российский газ, за который приходится очень дорого платить, включая потерю территории страны.
О том, что тарифы на электроэнергию для населения повышать придется, давно заявляют независимые эксперты в сфере энергетики. И новый руководитель НКРЭКУ Валерий Тарасюк занимает ту же позицию, подчеркивая, что "иного пути в долгосрочной и даже в среднесрочной перспективе не существует".
Украинские тарифы – льготные 0,9 грн за 1 кВт*час при потреблении до 100 кВт*час в месяц и 1,68 грн за 1 кВт*час при потреблении свыше 100 кВт*час в месяц (0,034 евро и 0,063 евро соответственно) – самые низкие в Европе. Наши ближайшие "ценовые соседи": Литва – 0,0350 евро (здесь и далее – стоимость 1 кВт*часа), Черногория – 0,0402 евро, Турция – 0,0424 евро, Венгрия – 0,0454 евро. Дороже электроэнергия в Беларуси (0,066 евро, т.е. в 1,9 раза) и в России (в среднем в 25-ти крупнейших городах – 0,055 евро, т.е. на 61,8%), где власти также сдерживают тарифы из популистских соображений.
Оправдывая такие тарифы электроэнергии для населения, наши политики чаще всего обосновывают низкими зарплаты. Сравнить ситуацию можно, к примеру, с Грузией, где также есть льготный тариф (при потреблении до 101 кВт*час в месяц). Так, официальные размеры средней зарплаты: Украина – 10687 грн/мес или 398,94 евро/мес, Грузия – 1180 лари/мес или 359,38 евро/мес. Тарифы: Украина – 0,9 грн. (0,034 евро), Грузия – 0,145435 лари (0,044 евро). Таким образом, у нас при зарплате на 9,8% больше, тариф на 29,4% ниже.
И еще немного цифр. Кто-нибудь может сходу назвать тариф на электроэнергию в СССР? - 4 копейки. Таким образом, при средней зарплате в 120 руб/мес (берем "доперестроечный" период), тогда на 1 кВт*час приходилось 0,03% зарплаты. Сегодня в Украине эти показатели составляют 0,008% (по льготному тарифу) и 0,0157%.
В начале 1990-х годов, после обретения Украиной независимости, были приняты меры по сдерживанию роста цен на электроэнергию для населения. Издержки энергетической отрасли "за граждан" стали нести прочие потребители, т.е. промышленные предприятия. Это называется "перекрестное субсидирование". На тот момент данная мера социальной поддержки для всех без исключения слоев населения была обоснованной.
Шли годы, а перекрестное субсидирование продолжалось по-прежнему. Люди привыкли к такому положению вещей, у них выработалась психологическая неготовность платить за электроэнергию больше. Потому состоявшееся неизбежное повышение тарифов вызвало такую острую негативную реакцию, хотя происходило оно планомерно, в 5 этапов в течение двух лет (2015-2017 годы).
Понятно, что даже разговоры о возможной отмене перекрестного субсидирования воспринимаются болезненно. Хотя это должно было быть сделано еще несколько месяцев назад. В пункте 3 раздела XVІІ Закона Украины "О рынке электрической энергии" сказано четко и однозначно: "Регулятору (НКРЭКУ – ред) до даты начала действия нового рынка электрической энергии (1 июля 2019 года – ред) обеспечить отсутствие перекрестного субсидирования между разными категориями потребителей".
Между тем, низкая цена электроэнергии для населения – это, на самом деле, иллюзия. Все равно мы платим за более высокие тарифы для промышленности. Делаем это, покупая изготовленную предприятиями продукцию, в цену которой заложены расходы, понесенные для поддержания низкого тарифа для населения. И здесь нет разницы, идет речь о товарах или об услугах, так как для их производства везде используется электричество.
При текущем годовом уровне потребления электроэнергии отечественная промышленность как бы "дотирует" население на примерно 50 млрд грн в год, давая людям возможность пользоваться низкими тарифами. Большая же часть этих денег, которые мы как бы "недоплатили" при ежемесячных расчетах за коммунальные услуги, ложится на наши же плечи в виде завышенных отпускных и розничных цен. По оценкам экспертов, отмена перекрестного субсидирования замедлит их рост на примерно 0,5% в год. Это существенно – по итогам 2019 года инфляция вряд ли превысит 5%, значит, можно будет убрать десятую часть роста цен.
Ситуацию, когда промышленность субсидирует тарифы для населения, трудно назвать нормальной для стран с переходной экономикой, к которым относится и Украина. Данный механизм используется преимущественно в развивающихся государствах. Если говорить о Европе, то меньше платят жители Сербии, Мальты, Северной Македонии, Косово, причем, лишь на 10-20%, чем промышленные предприятия. У нас же разница между тарифом для населения и розничными тарифами для промышленных потребителей, до введения рынка электроэнергии, составляла (в зависимости от региона Украины) 72-85% для I класса напряжения и 123-127% для II класса напряжения.
В большинстве европейских стран промышленность платит за электроэнергию меньше, чем население. Такой подход стимулирует развитие производства, способствует сдерживанию роста цен, повышает конкурентоспособность товаров и услуг, позволяет увеличить объемы их производства и продажи. А также – дает возможность создавать новые рабочие места и платить людям достойную зарплату. А без всего этого невозможно будет в ближайшие 5 лет достичь результатов, задекларированных Кабмином – рост отечественной экономики (ВВП) на 40%, создание 1 млн новых рабочих мест, "каждый украинец будет обеспечен на уровне реального прожиточного минимума" и т.д.
За минувшие десятилетия экономическая проблема перекрестного субсидирования стала уже социальной, даже остросоциальной. Тем не менее, ее следует как можно быстрее начать решать, перестав "прятать под ковер". Единственным обоснованным и действенным механизмом является доведение тарифов для населения до экономически обоснованного уровня. Это сложная задача, системная, которая не решится одномоментно, она требует поэтапного подхода к ее реализации, включая разработку действенного механизма поддержки незащищенных слоев населения в части оплаты ими жилищно-коммунальных услуг и ростом экономики в целом. Но для этого нужна политическая воля руководства страны по части реформирования экономики.