Депутатам предлагают изменить правила размещения наружной рекламы за пределами города путем увеличении минимального расстояния от края трассы до рекламного щита с 5 до 100-200 метров. Таким образом, авторы законопроекта рассчитывают сократить количество ДТП. Участники рынка отмечают, что эта инициатива не приведет к ожидаемому результату, а лишь уменьшит объем рынка рекламы примерно на четверть.
Виктор Балога (внефракционный) зарегистрировал законопроект №1873 с изменениями в закон «О рекламе», которыми предложено пересмотреть правила размещения наружной рекламы за пределами населенных пунктов. Автор поправок предлагает увеличить минимальное расстояние установки рекламных щитов от края трассы. Оно должно быть не менее 100 м, а на международных автомобильных дорогах ‒ 200 м. Сейчас этот показатель составляет всего 5 м.
Изменение нормы, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, позволит снизить количество ДТП. «Одной из причин их возникновения может быть отвлечение внимания водителя на наружную рекламу, что может привести к ослаблению контроля обстановки на дороге»,‒ говорится в документе. Кроме того, эти показатели регламентированы и «Правилами, обусловленными типом дороги», принятыми еще 2007 году рабочей группой по безопасности дорожного движения Экономического и Социального Совета ООН. Опыт таких стран как Германия, Австрия, Венгрия, Польша, Словения свидетельствует о том, что отсутствие на автомобильных дорогах и улицах рекламных носителей и рекламы как таковой обеспечит снижение количества транспортных происшествий. По данным ГАИ Украины, с января по ноябрь 2014 года произошло более 127 тыс. ДТП. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года количество аварий с потерпевшими уменьшилось на 12,3%.
Участники рынка уже заявляют, что данная законодательная инициатива значительно сократит объемы наружной рекламы. По данным профильной ассоциации, на ее долю приходится 15-20% от общего объема рынка. В 2014 году на рынок в целом пришлось 1,5 млрд грн (-31% от объемов 2013 года), подсчитали во Всеукраинской рекламной коалиции. «Ситуация на рынке рекламы, как и в других секторах,‒ не из лучших. Рекламодатели урезают свои маркетинговые затраты. Так что по итогам 2014 года на рынке наружной рекламы средняя занятость плоскостей сократилась на 20% по сравнению с 2013 годом»,‒ говорит исполнительный директор Ассоциации наружной рекламы Оксана Полищук.
У экспертов предложение размещать щиты на расстоянии не ближе, чем в 100-200 метрах от края дороги вызвало удивление. «Это получается, что их нужно в поле размещать?» ‒ удивляется госпожа Полищук. К тому же, руководитель пресс-службы общественной организации «Дорожный контроль» Егор Воробьев добавляет, что даже если операторы смогут выполнить указанные условия, сомнительно, что это позволит сократить количество ДТП за пределами города. «Перенесут рекламный щит на сто метров, но при этом увеличат рекламную площадь в несколько раз. Он будет отвлекать внимание в той же мере, как если бы щит был расположен на небольшом расстоянии от дороги»,‒ говорит господин Воробьев.
В то же время эксперты соглашаются, что необходимо пересмотреть правила размещения наружной рекламы. «Рынок наружки в Украине хаотичен. На его долю приходится 30% от общего объема всех носителей, тогда как в части европейских стран ‒ 5%. И такое обилие наружной рекламы у нас действительно может влиять на то, что водители отвлекаются во время движения»,‒ отмечает Егор Воробьев.