Фонд TA Ventures и медиахолдинг StarLight Media намерены в ноябре закрыть первую в Украине сделку по инвестициям в рамках механизма продажи рекламы за долю в компании. Инвестируемой компанией станет проект в сфере электронной коммерции Topmall. Эксперты отмечают, что такая форма финансовых вложений будет популярна лишь среди компаний, предлагающих массовый продукт.
Вчера на крупнейшей в Восточной Европе конференции IDCEE-2014, посвященной IT-инвестициям, управляющий директор венчурного фонда TA Ventures Виктория Тигипко и главный операционный директор медиахолдинга StarLight Media Евгений Бондаренко объявили о проведении первой в Украине сделки по модели «Media for equity». Данный тип венчурных инвестиций подразумевает предоставление компании-стартапу рекламных услуг в счет доли в бизнесе. Компанией, которая получит поддержку от StarLight Media в размере $3,2 млн, стал интернет-магазин Topmall. «Мы инвестируем не деньги, а рекламу, нашу экспертизу, наши знания на протяжении двух лет и одновременно несем все бизнес-риски, связанные с работой компании»,‒ отметил господин Бондаренко. В прошлом году проект Topmall уже привлек $5 млн от фонда TA Ventures, однако основатели компании не исключали, что ей понадобится дополнительное финансирование.
По словам госпожи Тигипко, сделка будет закрыта в ноябре. «Мы ожидаем взрывного роста продаж не менее, чем в пять раз к концу 2015 года»,‒ рассказала она корреспонденту А’. Вместе с тем, Евгений Бондаренко уточнил, что в StarLight Media начали прорабатывать вопросы медиа-инвестиций полтора года назад. «Если говорить о дальнейшем развитии модели “Media for equity” в Украине ‒ StarLight Media готова и будет привлекать новых партнеров»,‒ добавил он. А по словам Виктории Тигипко, главным партнером TA Ventures в продвижении компаний на европейских рынках может стать крупный немецкий телевизионный медиахолдинг ProSieben.
Впрочем, эксперты затруднились оценить сделку, поскольку эта схема для Украины пока нова. Впервые она была применена на европейском рынке в конце 1990-х годов. Одними из крупнейших европейских холдингов, специализирующимися на «Media for equity», являются немецкие холдинги Stroeer (наружная реклама) и ProSieben. Кроме того, в Европе сильны позиции у специализированных медиафондов, ориентированных на такие инвестиции: Aggregate Media Funds (Швеция), VOC Media Funds, L’Express Ventures, 5M Ventures (все ‒ Франция) и GMPVC German Media Pool (Германия).
Генеральный директор рекламного агентства Media Expert Татьяна Попова отмечает, что подобный тип сотрудничества со стартапами будет интересен, в первую очередь, тем медиахолдингам, у которых эфир недостаточно заполнен рекламой. «К таким в Украине можно отнести так называемый “Альянс” ‒ «Медиа Группу Украина», StarLight Media и Inter Media Holding. Их показатели заполняемости снизились за счет достаточно высоких цен на рекламу»,‒ говорит эксперт. По ее словам, из всех клиентов Media Expert, пока еще никто не согласился на такую модель рекламы. «Несмотря на то, что она будет интересна стартапам, обычные компании вряд ли возьмут ее на вооружение»,‒ говорит госпожа Попова.
Инвестиции «Media for equity» не станут массовым продуктом на украинском рынке, отмечает генеральный директор компании Prom.ua Николай Палиенко. «Ими заинтересуются только компании, чей продукт рассчитан на широкий круг потребителей, например, работающие в сфере электронной коммерции, а также те, кто делает ставку на продвижение именно в медиа и планирует выделить на это большую долю бюджета»,‒ отмечает он. Так, по его словам, к примеру, Prom.ua не заинтересуется в подобных инвестициях. «У нас больше денег уходит на разработку самого продукта, чем на его продвижение,‒ говорит господин Палиенко.– Однако на любой товар найдется свой покупатель».