Парламент принял в первом чтении предложенные Администрацией президента законопроекты №2171 и №2172 о предоставлении доступа к публичной информации в форме «открытых данных». Этот принцип предусматривает размещение на специальных веб-порталах сведений, позволяющих судить о деятельности органов государственной власти. Однако, по мнению экспертов, несмотря на преимущества данных нововведений, далеко не все представители власти могут быть заинтересованы в их внедрении.
Верховная рада приняла за основу законопроекты №2171 «О внесении изменений в Законы Украины касательно доступа к публичной информации в форме открытых данных» и №2172 «О внесении изменений в статью 28 Бюджетного кодекса касательно доступа к информации о бюджетных показателях в форме открытых данных». Понятие «открытые данные» означает постоянно обновляющуюся публичную информацию, опубликованную на едином государственном веб-портале для свободного и бесплатного доступа.
Законопроекты подготовлены Администрацией президента. В пояснительной записке отмечается, что стандарт «открытых данных» позволяет осуществлять гражданский контроль над деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления: «Европейская комиссия еще в 2011 году оценила, что использование информации в виде "открытых данных" может принести экономике ЕС дополнительно 40 млрд евро дохода ежегодно. В свою очередь консалтинговая компания McKinsey&Company в 2013 году оценила экономический эффект от реализации концепции "открытых данных" в США в размере $3 трлн ежегодно».
Инициаторы законопроекта также отмечают, что доступ к «открытым данным» рассматривается как необходимая часть инновационного развития экономики и важен для внедрения электронного правительства. С точки зрения e-government этот принцип позволит улучшить качество услуг публичных администраций и повысить эффективность их деятельности.
Заместитель главы Администрации президента Дмитрий Шимкив отмечает, что на реализацию программы «открытых данных» практически не потребуется финансовых вложений. «В любом документе: бюджете, или отчете,– всегда есть функция экспорта в ряд форматов. Все, что нужно сделать – это сохранить документ в определенном формате и разместить его на сайте»,– подчеркнул он. По его словам, определенные средства могут понадобиться для реализации специфического интерфейса на сайтах госорганов, однако общественные организации готовы реализовывать его за деньги доноров. Также он уточнил, что уже существует портал «открытых данных» – http://data.gov.ua, созданный с привлечением неправительственных организаций, на котором реализован механизм публикации информации госорганов.
Вместе с тем, основатель общественного образовательного проекта «Теплица социальных технологий» Алексей Сидоренко, считает, что ряд чиновников могут быть настроены против реализации этого принципа «открытых данных», поскольку он подразумевает доступ общественности к финансовой информации об их деятельности. Он рассказал, что в прошлом году в Польше разразился скандал из-за того, что несколько депутатов сейма в своем отчете по рабочему визиту в Испанию указали, что понесли значительные расходы на топливо, так как ехали на автомобилях, однако на самом деле удалось установить, что депутаты воспользовались услугами авиаперевозчика-лоукостера. По словам господина Сидоренко, данный инцидент стоил депутатам карьеры.