RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Бизнес

Операторы оценят абонентов по-новому

Новый стандарт связи вынудит операторов сменить подход к абоненту

Новый стандарт связи вынудит операторов сменить подход к абоненту Фото: Владислав Содель

Вчера один из мобильных операторов представил свое видение предоплаченных тарифов на 3G-связь. За доступ к высокоскоростному интернету абонентам необходимо будет доплачивать от 50 до 90 гривен в месяц. Впрочем, как стало известно А’, операторы готовят и контрактные тарифы, некоторые из которых будут еще ниже, чем тарифы по предоплате. По мнению экспертов, это позволит компаниям удержать абонентскую базу. Вместе с тем, операторам предстоит еще усовершенствовать условия договора о контрактном обслуживании, поскольку на данный момент он защищает преимущественно интересы оператора, что противоречит мировой практике.

Внедрение нового стандарта мобильной связи неизбежно ведет к увеличению стоимости предоставления услуг на его базе. Ранее А’ писал, что исходя из итогов проведения конкурса на 3G-лицензии, можно предположить, что средний чек пользователей 3G поднимется с уровня $1-2 до $3-4, увеличившись на сумму от 60 до 73 гривен. Впрочем, в соседних с Украиной европейских странах (Польша, Чехия, Турция) за пакет с предоплаченными 500 Мб данных абоненты платят около 10 евро. «Я считаю, что когда население видит, какие большие деньги должен платить оператор, оно должно понимать, что эта связь не может стоить тех же денег, которых стоит связь 2G»,– говорил ранее президент компании «Киевстар» Петр Чернышов.

Первая ласточка

Согласно опубликованной вчера мобильным оператором «МТС-Украина» новой сетке тарифов на услугу доступа к интернету по стандарту 3G, подорожание составит от 50 до 90 гривен. «Мы ориентированы на то, чтобы услуги на основе 3G стали массовыми, поэтому сделали 3G-тарифы максимально доступными – мобильный интернет на 3G-скорости будет стоить всего от 1,7 гривен в день»,– отметил директор по маркетингу компании Олег Решетин. В данный момент «МТС-Украина» предоставляет эту услугу на основании договора с оператором «Тримоб» (дочерняя структура «Укретелекома», который до недавнего времени был единственной компанией, владеющей лицензией на 3G-связь), однако по мере запуска собственной сети намерена перевести туда своих абонентов. Следует отметить, что несколько недель назад компания представила также и 3G-версию одного из своих премиальных тарифов, которая отличалась от «базовой» подорожанием на 150 грн/месяц, что эквивалентно 20% от стоимости тарифа.

Впрочем, другие операторы «большой тройки» пока не торопятся раскрывать свои планы. Руководитель департамента по связям с общественностью компании «Астелит» (бренд Life:)) Оксана Рудюк отметила, что ее компания пока не комментирует вопрос тарифного образования для услуг на базе стандарта 3G. В «Киевстаре» также пока предпочитают не озвучивать конкретных планов. «Во многом стоимость услуг будет зависеть от экономической ситуации в Украине. Сейчас мы оцениваем ситуацию и работаем над бизнес-кейсом, но определенно разработаем варианты тарифных моделей, доступные разным категориям потребителей»,‒ отметил начальник отдела корпоративных коммуникаций оператора Петр Иванов. По его словам, также пока рано и оценивать перспективы повышения ARPU (среднемесячных расходов на одного абонента в сети). Тем не менее, по его словам, клиенты «Киевстара» однозначно смогут воспользоваться дополнительными сервисами, требующими скоростной передачи данных – видеозвонками, мобильными видеосервисами и т.д.

Впрочем, заместитель генерального директора компании GfK Ukraine Глеб Вышлинский настороженно относится к объявлению первых тарифов на 3G-связь. «Пока что это – “пристрелочные тарифы”, как будут компании вести себя дальше – пока неизвестно»,‒ говорит эксперт. По его мнению, для полноценного анализа тарифов операторов следует дождаться, пока у них установится долгосрочная тарифная политика. «Я думаю, что есть смысл сопоставлять динамику тарифов на мобильную связь с динамикой потребительских цен в Украине. Таким образом, скорее всего, операторы будут стремиться увеличить тарифы (в том числе – существующие) на 30-40%»,‒ предполагает господин Вышлинский.

Заместитель гендиректора GfK Ukraine также отметил, что операторы при формировании тарифов разобьют абонентскую базу на три подгруппы – «студентов» ‒ с низким ARPU, которым необходимо будет предлагать дешевые тарифы из-за конкуренции с операторами «Интертелеком» и «Тримоб», «средний класс» ‒ абоненты, которые смогут в полном размере доплачивать за предоставление 3G-услуг и «премиум» ‒ группу, в которую будут входить абоненты с высоким ARPU и которым будет предложен ряд дополнительных услуг. Кроме того, Глеб Вышлинский допускает также и «дискриминацию» абонентов, обслуживающихся на контрактной основе, в рамках которой тарифы для них необоснованно повышены.

Перераспределяй и властвуй

Однако, как стало известно А’, далеко не все контрактные тарифы могут стать непривлекательными. Источник, знакомый с маркетинговыми планами одного из операторов «большой тройки» рассказал А’, что его компания готовится выпустить контрактные тарифы, которые будут более дешевыми, чем предоплаченные тарифы. «Могу намекнуть, что в контракте будут более выгодные предложения, чем даже на припейде»,‒ отметил источник.

Председатель правления Интернет-ассоциации Украины Татьяна Попова считает, что такое развитие тарифной политики ‒ очень вероятно. «Маркетинговые отделы операторов уже давно готовятся к внедрению 3G. Понятно, что контрактные абоненты являются более постоянной аудиторией для операторов»,‒ говорит госпожа Попова. Таким образом, перевод абонентов на контрактную основу позволяет сохранить абонентскую базу, что особенно важно в преддверии внедрения механизма смены оператора при сохранении номера, а также нового витка конкуренции при запуске 3G.

Глеб Вышлинский отмечает, что действительно, привлечение абонентов к контрактным тарифам может быть использовано как «подстраховка» от перехода абонентов к другим операторам. По его мнению, возможно, операторы будут предлагать контрактным абонентам большую скорость мобильного интернета или другие преференции. «Скорее всего, подготовка подобных тарифов будет многоитерационным процессом. Однако я не ожидаю, что внедрение 3G приведет к существенным изменениям на рынке. Вероятно, операторы сфокусируются на ценовой дискриминации тех абонентов, которые готовы заплатить больше среднего»,‒ отмечает господин Вышлинский.

Кроме сохранения абонентской базы, привлечение большего числа контрактных абонентов могло бы стать основанием для запуска ряда нетрадиционных на украинском рынке связи услуг ‒ как, например, субсидирование покупок мобильных устройств. Однако, по мнению директора по маркетингу компании «Цитрус» Виктора Шолошенко, это маловероятно. «Контракты в Европе и Америке стоят значительно дороже, чем в Украине. Тарифы должны быть на уровне хотя бы 200-300 грн/месяц, чтобы было из чего субсидировать. А, если субсидировать покупку iPhone 6 в течение года, то тарифы будут уже на уровне 800-1000 грн/месяц»,‒ отмечает он. Кроме того, господин Шолошенко отмечает, что большинство абонентов, способных заплатить 150 гривен и больше за мобильную связь, уже имеют актуальные мобильные устройства. «Субсидировать же покупку бюджетных устройств – бессмысленно»,‒ резюмирует господин Шолошенко.

«Перевод абонентов на контрактную основу является правильной стратегией с точки зрения предоставления услуги. Насколько охотно абоненты захотят на нее переходить, зависит от разницы в цене – деньги решают все»,‒ отмечает управляющий партнер инвестиционного банка Standart NV Карен Чифталарян. По его словам, контрактные условия обслуживания за рубежом в равной степени защищают как интересы абонента, так и оператора. Вместе с тем, он отмечает, что сейчас в Украине контракты на 90% защищают интересы оператора. «В них содержатся условия продажи долгов абонента, привлечение коллекторских компаний, однако нет никаких санкций за нарушение оператором своих обязательств по предоставлению услуг»,‒ отмечает господин Чифталарян.

Эксперт, впрочем, считает, что до тех пор, пока на рынке не будет полноценной конкуренции, условия контрактного обслуживания не будут скорректированы операторами. «Пока не зайдут операторы уровня Verizon и Vodafone, о настоящей конкуренции говорить нет смысла. Но ожидать этого в течение даже пяти лет не стоит, если, конечно, не случится чудо»,‒ говорит Карен Чифталарян. Вместе с тем, он уточнил, что в данном случае эффект будет иметь только полноценный выход компании на рынок, а не выкуп доли в украинском операторе. «Для таких компаний покупка доли очень часто становится инструментом исследования рынка. Как только они понимают, что на выбранном ими рынке ситуация их удовлетворяет, они выкупают компанию полностью или выводят дочернюю структуру»,‒ говорит эксперт.