RU  UA  EN

пятница, 15 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Бизнес

Суд провалил конкурсный отбор

Первый конкурс на должности руководителей транспортных предприятий стал предметом разбирательств

Первый конкурс на должности руководителей транспортных предприятий стал предметом разбирательств Аэропорт «Борисполь» из-за решения суда пока останется без руководителя Фото: Владислав Содель

В конце прошлой недели проведение конкурсов на должности генеральных директоров «Укрзализныци», аэропортов «Борисполь» и «Львов» было приостановлено по решению Днепропетровского окружного административного суда. Этот конфликт стал итогом противостояния между одним из конкурсантов и Министерством инфраструктуры, не допустившим его к финальным этапам конкурса на должность гендиректора «Борисполя». Эксперты считают, что систему должностных конкурсов необходимо усовершенствовать, в том числе для того, чтобы не допустить повторения подобных ситуаций в будущем.

Решение по иску действующего заместителя генерального директора Международного аэропорта «Борисполь» Кирилла Звонарева к Министерству инфраструктуры было принято Днепропетровским окружным административным судом еще 20 февраля, однако копия постановления, приостанавливающего действие трех конкурсов, пришла в ведомство только 27 февраля. Поводом для иска стал тот факт, что Мининфраструктуры не допустило господина Звонарева к финальным этапам конкурса на замещение должности гендиректора аэропорта «Борисполь». Согласно тексту постановления (копия есть в распоряжении А'), удовлетворив ходатайство истца частично, судья Денис Власенко запретил Мининфраструктуры проводить дальнейшие этапы конкурсов на должности руководителей всех трех объектов – государственной администрации железных дорог «Укрзализныци», аэропортов «Борисполь» и «Львов». Кроме того, суд потребовал у министерства решение, на основании которого было объявлено о проведении должностного конкурса. Следует отметить, что на сегодняшний день это постановление отсутствует в государственном реестре судебных решений. Первое заседание этого дела по существу пройдет 5 марта.

В конфликте виноваты двое

Уже на старте судебного разбирательства истец и суд допустили ряд ошибок. «Нелогично выглядит прошение истца остановить действие решения министерства о проведении всех трех конкурсов»,– рассказала А' Ольга Додух, юрист практики судебных споров и медиации адвокатского объединения «Юскутум». По ее словам, у суда была возможность приостановить решение Мининфраструктуры только в отношении одного из трех конкурсов. Выбранная же мера обеспечения иска нарушает права участников конкурсов по другим предприятиям.

Госпожа Додух также отмечает, что Днепропетровский суд явно превысил свои полномочия, приняв этот иск в производство. «Статья 19 Кодекса административного судопроизводства четко определяет территориальную подсудность дел об обжаловании актов министерств окружному административному суду г. Киева»,– рассказала эксперт.

По словам Ольги Додух, не ясно, почему суд истребовал только решение Мининфраструктуры, а не постановление Кабмина №777 от 3 сентября 2008 года, хотя именно им утверждены основные правила проведения должностных конкурсов: «Это может говорить или о том, что истец оспаривает не процедуру или допущенные в ходе проведения конкурса нарушения, а имеет намерение отменить конкурс как таковой вообще. Или же будет затягиваться судебный процесс путем поэтапного истребования тех или иных документов».

С другой стороны, нельзя утверждать, что Мининфраструктуры добьется успеха. «Так, условия конкурса подлежат расширенному толкованию, и достаточно много кандидатов при тех или иных условиях могут говорить о нарушениях своих прав. Более того, озвученные министерством требования настолько абстрактны, что кто угодно может назвать комиссию по отбору предвзятой и субъективной»,– пояснила Ольга Додух. Кроме того, она отмечает, что с учетом минимума оглашенной информации о проведении конкурса министерство можно обвинить в нарушении открытости и отсутствии доступа к полной и понятной информации о порядке проведения конкурса. «Сценариев развития этого спора довольно много, но как бы то ни было, цель остановить конкурс и привлечь к нему внимание достигнута. Теперь необходимо понять, кто из сторон допустил больше ошибок при проведении конкурса или злоупотребил своим правом на судебную защиту»,– добавляет эксперт.

Нет дыма без огня

Впрочем, ошибки министерства неудивительны. Фактически конкурсный отбор руководителей крупнейших в Украине госпредприятий проводится впервые. «Сама методология проведения конкурса для Украины является экспериментальной, и как любой эксперимент, тем более, связанный с бюрократическими процедурами – он не мог пройти абсолютно гладко»,– считает генеральный директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. По его словам, юристы, представляющие интересы господина Звонарева, достаточно агрессивны и одержали не одну победу в судебных прениях: «Но для министра Андрея Пивоварского эти должностные конкурсы стали уже делом чести. Думаю, Мининфраструктуры будет достаточно настойчиво доказывать свою правоту в судах».

Руководитель аналитического отдела инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий считает, что наиболее эффективным способом решения конфликта будет усовершенствование правил отбора кандидатов. «Очевидно, что будущие руководители предприятий должны быть максимально удалены от различных групп влияния»,– считает он. По его мнению, в данном конфликте наиболее вероятны два варианта его итогового решения: или министерство согласится принять кандидатуру господина Звонарева для дальнейшего рассмотрения в конкурсе, или будут переписаны квалификационные требования, так чтобы этот кандидат не прошел по объективным и прозрачным причинам.

В самом министерстве отвечают односложно. «Будем судиться. И будем дальше выполнять постановление Кабмина №777 уже в новой редакции, благо, его пока судом не запретили»,– заявил А' замминистра Владимир Омелян.

Следующие в очереди

Как бы там ни было, похоже, что министерство не намерено отказываться от своих планов и готовится провести конкурсный отбор руководителей ведомственных предприятий, невзирая на трудности. Один из конкурсов, уже объявленных ведомством – на замещение должности генерального директора «Укрпочты» – пока что идет своим чередом. Хотя, не исключено, что и он не пройдет гладко. «Впрочем, "Укрпочта" – не такой лакомый кусочек, как другие предприятия, возможно, он не будет настолько интересен для финансовых групп»,– считает президент Украинской ассоциации директ маркетинга (УАДМ) Валентин Калашник.

Президент УАДМ также рассказал А', что по имеющейся у него информации, на этот конкурс заявилось порядка 200 человек. «Из них только 3-4 с соответствующим опытом работы в почтовых службах»,– говорит он. По словам эксперта, также необходимо учитывать условия конкурса. «Я сам раздумывал над возможностью поучаствовать в нем, однако отказался. Во-первых, я знаю специфику работы на этой должности – гендиректор "Укрпочты" не имеет никакой самостоятельности, фактически у него нет возможности самому проводить реформы, а ответственность при этом лежит все равно на нем. Во-вторых, зарплатная ставка в размере 12 тыс. грн для менеджера такого уровня – это просто смешно»,– рассказывает Валентин Калашник.

Читайте также

Мобилизация водителей: ждет ли Украину топливный кризис

Новый закон о мобилизации усложнит пересечение границы водителями, к чему это приведет