Парламентские комитеты нового состава Верховной рады наконец-то приступили к рассмотрению законопроектов. Программа деятельности правительства, которую Кабинет министров сегодня внес на рассмотрение парламента, стала первым масштабным документом, рекомендованным к принятию в сессионном зале. Депутаты практически не критиковали документ, и уже завтра он может быть принят. В налоговом же комитете была более серьезная дискуссия ‒ с трудом обсудили налоговые предложения в части отмены порядка электронного администрирования НДС и применения механизма налогового компромисса. Незнание регламента главой комитета Романом Насировым затянуло принятие решения.
МЭРТ не готов отвечать
Парламентский комитет по вопросам экономической политики обсудил программу деятельности правительства. Кабинет министров сегодня зарегистрировал ее в Верховной раде, а премьер-министр Арсений Яценюк вчера провел ее громкую презентацию для общественности. Дискутировали члены комитета чуть больше часа, не преминули поспорить и с министром экономического развития и торговли Айварасом Абромавичусом. Депутаты особенно не критиковали правительственный документ, но основные претензии все же сводились к содержанию программы. Члены комитета считают, что она не включает конкретных мер по ряду направлений экономического развития. В ней, по словам депутатов, отсутствует раздел о развитии промышленности. Из этого парламентарии сделали вывод, что правительство не планирует развивать это направление. Кроме того, в комитете отметили, что в документе мало внимания уделено вопросам приватизации. Напомним, в программе указано, что в 2015 году Кабмин планирует проведение международного аудита объектов, подлежащих продаже, а также значительное сокращение перечня предприятий, не подлежащих приватизации,‒ с 1500 до 300 объектов. В свою очередь, господин Абромавичус заявил, что нет смысла проводить приватизацию в условиях войны, поскольку не удастся продать объекты по рыночной цене: «Моя позиция ‒ никакой приватизации». Кроме того, члены комитета ‒ представители «Оппозиционного блока» ‒ считают, что правительство, снижая налоговую нагрузку на товаропроизводителей, усиливает давление на граждан.
Министр рассказал парламентариям, что для прозрачности работы госпредприятий Кабмин планирует провести реформу управления объектами и аудит, а также на законодательном уровне запретить чиновникам входить в наблюдательные советы предприятий. «Необходимо не позволять чиновникам быть в наблюдательных советах, а также следует создавать список нормальных украинцев ‒ успешных бизнесменов, не связанных с политикой, которые могли бы стать членами наблюдательных советов и давать качественные рекомендации по стратегии. Это очень серьезное требование МВФ»,‒ уточнил господин Абромавичус. Следует отметить, что министр не был готов ответить на вопросы о налоговой реформе. Такая фраза, как «я не владею этим вопросом» прозвучала из уст новоназначенного министра несколько раз. Благо, на встрече с членами комитета вместе с Абромавичусом присутствовал его заместитель ‒ Роман Кучур, который в большинстве случаев и объяснял позицию правительства. Не готов министр был ответить и на вопрос, каким образом могут быть компенсированы потери от сокращения экспорта в Россию. «Тут быстро не компенсируешь. Я полностью не владею вопросом. Это такая среда, которой я прямо не занимался. Дайте мне неделю-две и будет разговор»,‒ отреагировал министр. При этом, в ответ на претензию касательно того, почему в программе правительства не определены механизмы для развития бизнеса, господин Абромавичус заявил, что своим развитием бизнес должен заниматься самостоятельно. Также он сделал сенсационное признание, что, по сути, государство Украина ‒ банкрот, и в таких условиях реально стимулировать бизнес ‒ невозможно. «Государство, по большому счету,‒ банкрот, поэтому ожидать, что мы создадим какие-то реальные, а не декларативные программы стимулирования,‒ это просто нереально. Бизнес сам разберется»,‒ заявил он. Однако позже, когда журналисты попытались выяснить у него детали таких заявлений, чиновник удивился присутствию СМИ на заседании комитета.
Реакция депутатов на нового министра также была неоднозначной. Первой встречей с господином Абромавичусом члены комитета были откровенно удивлены. После заседания некоторые из них живо обсуждали его неспособность отвечать на конкретные вопросы. «Министр откровенно слаб»,‒ заявил один из членов комитета в ответ на просьбу поделиться своим впечатлением о состоявшемся разговоре с министром. Тем не менее, члены профильного комитета все-таки намерены рекомендовать парламенту поддержать документ. «За» проголосовали 10 депутатов, 3 ‒ воздержались. Виктория Пташник («Самопомич») свое решение воздержаться объяснила тем, что позиция фракции по поводу голосования еще не сформирована. Это удивило главу комитета ‒ Андрея Иванчука («Народный фронт»). «Если вы не можете принимать решения, то, наверное, нет смысла работать в нем»,‒ парировал господин Иванчук. Виктория Пташник тут же поменяла тон и заявила, что просто не успела ознакомиться с содержанием программы. Представители «Оппозиционного блока» не поддержали программу, поскольку считают ее недостаточно полной.
Депутаты обязали Кабмин
В повестке дня заседания комитета по вопросам налоговой и таможенной политики значилось четыре вопроса. Накануне ожидалось, что депутаты будут рассматривать масштабный документ ‒ правительственные изменения в Налоговый кодекс. Однако Кабинет министров пока так и не смог утвердить этот законопроект, хотя премьер-министра Арсений Яценюк обещал уже сегодня зарегистрировать его в Верховной раде и в четверг приступить к его рассмотрению в сессионном зале. На базе документа должен был быть сформирован проект бюджета на 2015 год. Однако правительственные предложения вызвали шквал критики, и в итоге было принято решение, которое и было зафиксировано в программе деятельности Кабмина,‒ перенести принятие поправок в кодекс на первый квартал следующего года.
Члены комитета рассматривали не менее важные для бизнеса законопроекты ‒ предложения по отмене процедуры электронного администрирования НДС и применения механизма налогового компромисса. Напомним, что такая система уплаты НДС должна вступить в силу с 1 января, однако депутаты большинства при подписании коалиционного соглашения взяли на себя обязательство отменить эту норму. Как сообщал А', депутаты «Блок Петра Порошенко», «Народного фронта» и «Самопомичи» еще 2 декабря зарегистрировали соответствующий законопроект. «Эти нормы сделают страшное дело,‒ обратилась к свои коллегам по комитету Оксана Продан (БПП; соавтор законопроекта).‒ Государство фактически отказывается выполнять свои обязательства. Если это произойдет, нам нечего делать в парламенте». Депутаты обсуждали этот законопроект в течение часа. С госпожой Продан были солидарны все члены профильного комитета. «В то время, когда в страну не приходят инвестиции, делать нагрузку на бизнес нельзя»,‒ считает заместитель главы комитета Юрий Вознюк (НФ). Отметим, что основные претензии бизнеса сводятся к тому, что введение электронной системы лишь приведет к вымыванию оборотных средств предприятий в объеме около 70 млрд грн, но не будет способствовать детенизации этого налога. По словам Дмитрия Святаша (внефракционный), провести реформирование НДС невозможно, поскольку изначально это коррумпированный налог. Поэтому вместо него необходимо вводить налог с продаж. На это замечание глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус, приехавший в комитет отстаивать идею НДС-счетов, заметил, что «Украина движется не в Америку, а Европу, поэтому не может быть и речи о налоге с продаж». Правительство сейчас готовит нормы законодательства, где будет прописан порядок работы режима электронного администрирования НДС. По словам господина Билоуса, были учтены все замечания бизнеса ‒ закон может не вступит в силу с 1 января, но будет работать в тестовом режиме до 1 апреля. Кроме того, если суммы на НДС-счете превысят объем обязательств, то плательщик на основании заявления может вернуть эти деньги на свой текущий счет, или же деньги будут перечислены в бюджет. «Законопроект ‒ не идеальный, закон ‒ тяжелый, да и сам НДС ‒ сложный налог. Но мы говорим об отсутствии человеческого фактора в данном случае»,‒ заявил Игорь Билоус.
Член комитета Николай Лаврик считает, что можно и поддержать отмену электронной системы, но тогда авторы законопроекта должны предложить механизмы «по выравниванию налоговых ям, ликвидации фирм-однодневок» через которые формируется фиктивный налоговый кредит и происходит незаконное возмещение НДС. В результате комитет решил рекомендовать парламенту включить в повестку дня сессии рассмотрение вопроса об отмене нормы об электронном режиме администрирования налога. В дальнейшем незнание главой комитета Романа Насирова регламента привело к тому, что он не мог определиться, что же делать дальше с системой взимания налога и как ее реформировать. В итоге депутаты создали рабочую группу и обязали Кабмин в течение недели сформировать свои предложения и подать их на рассмотрение комитета.
Далее члены комитета приступили к обсуждению двух законопроектов, необходимых для запуска процедуры налогового компромисса,‒ авторства Олександра Долженкова («Оппозиционный блок») и альтернативный ‒ в соавторстве семи депутатов различных фракций. Напомним, что прошлый состав ВР отказался принять норму о налоговом компромиссе. Первоначально правительство предлагало уплачивать суммы заниженного в результате схем налогового обязательства по налогу на прибыль и НДС в размере 15%, а процедура согласования с ГФС должна была бы длиться 60 дней. Позже комитет согласовал параметры в размере 10% и 70 дней соответственно. Сейчас господин Долженков предлагает ставку 15%, а в альтернативном варианте говорится уже о 5% и 90 днях. По словам замминистра финансов Дениса Фудашкина, именно второй вариант готово поддержать и правительство. Его комитет и рекомендовал к включению в повестку дня сессии ВР. Как пояснила госпожа Продан, после того как законопроекты будут включены в повестку, комитеты смогут готовить их к рассмотрению в первом чтении.
Кроме того, на комитете удалось утвердить состав подкомитетов. Всего их будет 14.