Украина испытывает острый дефицит иностранных инвестиций, которые, как говорит мировой опыт, являются залогом устойчивого экономического роста. "Апостроф" вспоминал наиболее знаковые кейсы иностранных инвесторов в нашей стране.
В последнее время Украина не может похвастаться значительными объемами иностранных инвестиций. Если в "нулевые" в страну заходили от 5 до 10 миллиардов долларов ежегодно (в 2008 году было почти 11 миллиардов долларов), то в последние пять лет 3 миллиарда долларов в год – это уже очень приличный результат.
Война, утрата территорий вследствие этой войны, непростое экономическое положение (также во многом из-за войны), а теперь еще и коронавирус, стали основными причинами такого существенного сокращения денежных вливаний в нашу экономику из-за рубежа. Не способствует увеличению денежного потока и неважный инвестиционный климат.
Инвестор инвестору рознь
Но инвестиции и, соответственно, инвесторы в Украине есть. Кто же они?
По большому счету, сегодня в нашей стране есть три основные группы иностранных инвесторов. Первая – транснациональные корпорации, которые ведут бизнес практически везде, даже в странах с плохим инвестклиматом.
Вторая группа – "инвесторы" с Кипра, которые, на самом деле, принадлежат украинским финансово-промышленным группам. Они, по сути, просто возвращают на родину ранее выведенные из Украины средства. Страхуясь при этом от потенциальных неприятностей международным правом, которое, в отличие от Украины, действует на Кипре.
Третья группа – это, скажем так, не очень прозрачные компании, которые не прочь половить рыбку в отечественной мутной воде.
Есть, конечно, и исключения.
Но для многих компаний, в том числе, имеющих устойчивую международную репутацию, сотрудничество с нашей страной оказывается не вполне успешным.
Достаточно вспомнить, как осваивала отечественный рынок ирландская бюджетная авиакомпания Ryanair – в 2017 году лоукостер так и не смог начать полеты, несмотря на то, что получил гарантии на уровне украинского правительства, и их пришлось отложить на год.
Уже притчей во языцех стала эпопея со шведской IKEA, которая вынашивала планы выхода на украинский рынок с 2005 года. Открывшийся в 2020 году интернет-магазин компании и ожидаемый запуск до конца текущего года первого физического магазина вряд ли можно назвать историей успеха. Прежде всего, для Украины.
IKEA
Достаточно неприятной была ситуация с British American Tobacco, которая в 2019 году грозилась перенести региональный центр компании из Украины в Румынию, а затем на некоторое время останавливала производство на своей фабрике в Прилуках Черниговской области.
Редкие истории успеха
Есть в Украине и более успешные инвестиционные проекты.
Например, не может не радовать то, что в нашей стране работают около десятка компаний, преимущественно с иностранным капиталом, которые производят комплектующие для автомобилей, при этом их продукция используется на мировых рынках.
Эти компании, как и многие другие, появились в нашей стране во время инвестиционного бума "нулевых", но есть инвесторы, которые пришли на украинский рынок еще в "лихие 90-е" и остаются на нем по сей день.
Первое, что приходит на ум, - компания "Чумак", которая в середине 90-х начала производить первый в Украине кетчуп. Учредителями компании стали предприниматели из Швеции Йохан Боден и Карл Стурен, а также основатель Tetra Pak Ханс Раузинг, также швед.
Несмотря на то, что со временем "Чумак" утратил лидерство на рынке кетчупов, компания на сегодня производит, помимо кетчупа и томатной пасты, различные соусы, майонез, подсолнечное масло, консервацию, макароны, соки и даже десерты.
В 2008 году инвестиционная компания Dragon Capital и East Capital Bering Ukraine Fund купили 70% акций компании "Чумак" у Ханса Раузинга. В 2019 году Dragon Capital продала свою долю международному агрохолдингу Delta Wilmar.
Еще одна история успеха из 90-х - соки "Сандора". Этот бренд хорошо известен украинцам, однако, скорее всего, мало, кто знает, что у истоков компании стояли двое литовских бизнесменов Раймондас Туменас и Игорь Беззуб и наш земляк Сергей Сыпко родом из Николаева. "Сандора" была учреждена в 1995 году, а в 1996-м уже начала производить продукцию.
По состоянию на 2006 год, доля "Сандоры" на украинском рынке соков составляла почти 50%. Не удивительно, что такой гигант как PepsiCo заинтересовался этой компанией, и в 2007 году выкупил все 100% акций ООО "Сандора". Сумма сделки составила 750 миллионов долларов.
Кстати, на момент продажи, "Сандора" выпускала 16,5 литра готовой продукции в секунду.
Но литовские бизнесмены не ушли из Украины - их инвестиции прочно обосновались в нашей стране. После продажи "Сандоры" они учредили компанию по управлению активами в сфере продуктового ритейла и девелопмента BT Invest. Пожалуй, самым известным проектом компании в Украине является сеть супермаркетов Novus. Игоря Беззуба на сегодня нет в живых, но Раймондас Туменас продолжает начатое с ним дело, вместе с его семьей. С 2008 года их общий объем инвестиций в Украину составил порядка 500 миллионов долларов.
Товарооборот сети Novus в 2019 году составил 11,5 миллиарда гривен. Количество торговых точек компании все время увеличивается, и на сегодня их насчитывается 46.
В ближайших планах компании – строительство первого в стране "зеленого" распределительного центра. Он расположится в Киеве на площади более 40 тысяч квадратных метров. Для этого проекта привлечены средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Общая сумма инвестиционной программы банка составляет 200 миллионов долларов, в рамках которой уже выделены 100 миллионов долларов.
Кроме того, на завершающую стадию (финальное согласование в Антимонопольном комитете) вышла сделка по покупке компанией Consul Trade House UAB (единственный участник ООО "Новус Украина") 100% доли в уставном капитале "Билла-Украина", которая владеет сетью супермаркетов под торговой маркой Billa на территории Украины, у Rewe International.
Социальная ответственность бизнеса
Самое удивительное, что в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса, Novus не повышает цены.
Кроме того, во время действия карантина Novus снабжал малообеспеченных граждан бесплатными продуктовыми наборами.
В Украине такое пока встречается довольно редко. В отличие от стран Запада, где все чаще говорят о социальной ответственности бизнеса.
Текст этой статьи доступен на условиях лицензии: