Фонд госимущества Украины в январе 2023 года продал Усть-Дунайский морской торговый порт, а в начале марта проведет аукцион по приватизации Белгород-Днестровского морского торгового порта. "Апостроф" выяснял, насколько приватизация портовой инфраструктуры является оправданной во время войны.
Читайте также: Приватизация во время войны: что еще можно продать в Украине
А был ли сговор
В Украине продали первый морской порт. Это произошло 17 января 2023 года. С 2020 года в нашей стране начали передавать морские порты в концессию, но продажа в истории Украины произошла впервые.
Первую приватизацию морского порта провели во время войны. Усть-Дунайский морской торговый порт, который находится в городе Вилково Одесской области, был продан за 201 миллион гривен, что в 3,3 раза больше, чем его стартовая цена (60 миллионов гривен).
Как сообщил Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ), за право купить Усть-Дунайский порт соревновались восемь участников.
ФГИУ не назвал победителя приватизационного аукциона, но согласно данным онлайн-системы "Prozorro.Продажи", покупателем порта стало ООО "Эликсир Украина", принадлежащее Валерию Вихренко. Компания зарегистрирована в Виннице, основным видом ее деятельности является оптовая торговля химическими продуктами. В частности, известно, что "Эликсир Украина" импортирует минеральные удобрения сербской компании Elixir Zorka. Предприятие также занято в сфере сельского хозяйства. По логике, доступ к небольшому порту, каким является "Усть-Дунайск", вполне соответствует бизнес-интересам такой компании как "Эликсир-Украина".
Что касается других участников конкурса, то среди них есть довольно известные компании. В первую очередь, это ООО "Укрдонинвест" крупного украинского бизнесмена Виталия Кропачева. Основные бизнес-интересы уроженца Донецкой области Кропачева связаны с угольной отраслью – во время президентства Петра Порошенко его даже негласно называли "смотрящим" за угольными предприятиями. Кропачев также имеет солидные медиа-активы - "Эра продакшн" и телеканал Ukraine World News.
В конкурсе также участвовала столичная инвестиционная компания "Конкорд Факторинг" Игоря Мазепы. Несмотря на то, что "Конкорд" имеет солидный инвестиционный портфель в самых разных сферах, ее предложение по цене составило лишь чуть более 150 миллионов гривен (второе с конца).
На порт претендовали и менее известные игроки (к которым можно отнести и победителя конкурса). Например – ООО "Торговая компания "Восток". Она зарегистрирована в Одессе, основным видом ее деятельности является оптовая торговля зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для животных. Владельцем компании является Владимир Медведик. Учитывая бизнес-профиль предприятия, логично предположить его заинтересованность в приобретении порта, что и подтвердил аукцион - "Восток" занял на нем почетное второе место.
При этом два участника конкурса выглядят довольно странно. Один из них - ООО "Тайбекс". Согласно открытым данным, компания зарегистрирована в Одессе, она была создана лишь 14 октября 2022 года. Вид ее деятельности – неспециализированная оптовая торговля. Владельцем компании является Александр Махно.
Вторая компания - ООО "Сайнерстон" - также зарегистрирована в Одессе. Она была создана в 17 ноября 2022 года. Ею владеет Михаил Савосин, однако обращает на себя внимание то, что 20 декабря в компании сменился руководитель – до этой даты ее возглавлял Александр Махно, полный тезка и однофамилец владельца "Тайбекса", а после указанной даты - сам Савосин. Также изменился вид деятельности "Сайнерстона" – вместо неспециализированной оптовой торговли (специализация "Тайбекса") ею стала оптовая торговля зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для животных.
Однако, в любом случае, значительное число участников конкурса и наличие среди них известных и независимых игроков, таких как "Укрдонинвест" и "Конкорд", позволяет предположить отсутствие сговора на аукционе.
Приватизация во время войны
Приватизационные конкурсы в Украине редко проходят без скандалов. Не обошлось без них и в этот раз. Против продажи порта выступил его трудовой коллектив, который направил письма правительству, Верховной Раде и ФГИУ с призывом отсрочить приватизацию до послевоенного времени. Также сотрудники порта подали в Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) заявление, в котором обвинили должностных лиц Фонда госимущества в противоправных действиях во время подготовки и проведения приватизационного конкурса.
Однако, как видим, приватизация Усть-Дунайского морского торгового порта состоялась. Что же касается реакции НАБУ на обвинение в адрес ФГИУ, то о ней пока ничего не известно.
Но и без негативной реакции работников порта, вопросы, касающиеся его приватизации, безусловно, присутствуют. И главный из них – целесообразно ли в принципе продавать государственное имущество во время войны, в частности, морские порты? Кстати, на днях ФГИУ выставил на продажу еще один морской порт в Одесской области - Белгород-Днестровский, торги состоятся 3 марта (стартовая цена - 187,6 миллиона гривен). Также в дальнейшем не исключена приватизация другой портовой инфраструктуры.
С одной стороны, мы видим, что конкуренция за Усть-Дунайский порт была настоящая, что и подтверждается финальной ценой лота, которая стала гораздо выше стартовой – очень часто даже в мирные времена в Украине приватизационные конкурсы организуются под заранее определенного покупателя, и цена, за которую он покупает объект, нередко почти не отличается от стартовой.
С другой стороны, не была ли стартовая цена порта слишком низкой, а потому по сравнению с ней окончательная цена кажется впечатляющей? Кстати, именно на это намекали сотрудники порта в своем заявлении в НАБУ.
"Ждать подходящего момента - это всегда неблаговидное дело, - сказал "Апострофу" руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский. - Я знаю многие случаи, когда ожидая повышения цены, получали наоборот существенное падение".
Он выразил уверенность, что цена, за которую был продан Усть-Дунайский порт, абсолютно адекватна.
С этим согласен инвестиционный банкир и финансовый аналитик Сергей Фурса.
"Много лет мы говорим одно и то же: давайте подождем какого-то момента, и цена будет выше. Если бы речь сейчас шла о больших портах – Одесском, Черноморском, на которых мы бы ожидали конкуренции иностранных инвесторов, это было бы нецелесообразно. Но речь идет о небольших портах, к которым интерес проявляют локальные игроки. Соответственно, эти порты сейчас продавать как раз целесообразно. Есть большая конкуренция, и это самое главное", - сказал эксперт в комментарии изданию.
Он подчеркнул, что продажа таких портов, как Усть-Дунайский и Белгород-Днестровский – это так называемая малая приватизация. "А главная цель приватизации, особенно малой – это борьба с коррупцией, и поэтому во время войны это тоже нужно делать", – добавил Фурса.
Логистическое смещение
Кстати, именно война привела к повышению заинтересованности инвесторов к упомянутым портам. Связано это с тем, что из-за ограничения возможностей использования крупных морских портов в результате их блокирования со стороны России несколько изменились логистические цепочки, которые передвинулись на сушу и реки. И, если до российского вторжения упомянутые порты находились в упадке, то сейчас их использование существенно активизировалось.
"До большой войны об "Усть-Дунайске" почти все забыли, но он одним из первых возобновил работу после начала полномасштабного вторжения российской армии", - отметил после аукциона глава Фонда госимущества Рустем Умеров.
Согласно данным ФГИУ, порт возобновил работу с апреля 2022 года, и с тех пор перевалил на экспорт 153 тысячи тонн зерна и 58,3 тысячи тонн импортных потребительских товаров.
Впрочем, такие показатели – лишь 5% от проектной мощности порта, которая составляет 4,1 миллиона тонн. Поэтому, считают в Фонде, порт имеет большой потенциал для развития. "Но для этого нужны инвестиции, которые может принести частный бизнес", – говорит Умеров.
Но собирается ли новый собственник вкладывать в этот актив деньги?
Директор ГП "Морской торговый порт Усть-Дунайск" Юрий Мартынюк, выступавший категорически против приватизации порта, в одном из интервью СМИ заявил, что условиями конкурса на покупателя не налагаются какие-либо обязательства в плане инвестиций.
Действительно, в условиях приватизационного конкурса ничего не говорится об инвестициях. На самом деле условий всего два – в течение шести месяцев погасить долги предприятия и не увольнять в этот период работников порта.
Однако для участия в конкурсе каждый претендент подает соответствующую заявку, в которой представляет план развития объекта после приватизации.
На момент публикации материала ООО "Эликсир Украина" не ответило на запрос "Апострофа" относительно того, как оно собирается развивать порт, в том числе за счет инвестиций.
Но о своих планах по покупке порта рассказали в компании "Конкорд Факторинг", которая, напомним, участвовала в конкурсе, но предложила гораздо меньше денег, чем требовалось для победы.
"У нас был бизнес-план по развитию этого объекта, и мы предложили на аукционе цену в соответствии с нашим пониманием рисков и потенциальной прибыли от этого объекта, – заявили изданию в пресс-службе компании. – Возможно у победителя аукциона другое видение по доходности или уровню рисков, связанных с этим объектом, поэтому они предложили более высокую цену".
Из этого комментария можно сделать вывод, что опытный отечественный инвестор считает цену Усть-Дунайского порта в 200 миллионов гривен, за которую он был продан, слишком высокой.
Вынужденные инвестиции
Победителю конкурса, скорее всего, все же придется вложиться в приобретенный актив.
"Мы должны понимать, что в порту такие географические условия, что без инвестиций не обойтись, и инвестиции там точно будут", - сказал в разговоре с "Апострофом" руководитель аналитического департамента компании Concorde Capital Александр Паращий.
Поэтому будем надеяться, что компания, которая купила Усть-Дунайский порт (так же как и та, что приобретет Белгород-Днестровский порт), не станет ждать лучших времен, и будет инвестировать в портовую инфраструктуру прямо сейчас.
"На сегодняшний день мы фактически ограничены в портах. У нас есть проблемы с Херсонским портом, Мариупольский порт разрушен, Бердянск под оккупацией и так далее. Поэтому я считаю, что абсолютно правильно сделали, что продали, - у государства денег нет, чтобы развивать инфраструктуру этого порта, а компания, которая купила, проинвестирует, обеспечит поставки через этот порт необходимой продукции, - говорит Илья Несходовский. - Другими словами, это увеличение наших логистических возможностей".
По словам эксперта, в текущей приватизации есть еще один важный положительный момент – это символическое приглашение инвестировать в Украину, даже когда идет война.
"Что касается малых и средних портов, то их реализация абсолютно обоснована. Пусть они между собой конкурируют, а также создают конкуренцию непосредственно крупным портам, что будет подталкивать последних к развитию", - объясняет Илья Несходовский.
А после войны можно будет подумать и о крупных портах – продавать ли их, сохранять ли в госсобственности и сдавать в концессию, или вообще оставить под государственным контролем. Но это уже будет потом.