Как стало известно А', Национальный банк ввел на год куратора в государственный Ощадбанк. Одной из причин для такого решения стало ухудшение финансового состояния банка, заявляет регулятор. В Ощадбанке также уверяют, что введение куратора произошло в рамках системного усиления контроля за финучреждениями. Согласно законодательству, куратор в течение 14 дней обязан подготовить план увеличения капитализации и ликвидности банка. Впрочем, эксперты отмечают, что Ощадбанку не грозит введение временной администрации, хотя предполагают, что его депозитный портфель может быть конвертирован в ОВГЗ.
Под четким руководством
Национальный банк своим закрытым постановлением № 17/бт от 15 января ввел куратора в государственный Ощадбанк. «НБУ подтверждает, что в Ощадбанке работает назначенный от регулятора куратор,– сообщили А' в пресс-службе регулятора.– Такая работа реализуется в соответствии с решением о внедрении института кураторства и расширении его действия на все банки, получившие от НБУ стабилизационные кредиты или кредиты на поддержание ликвидности». Впрочем, в Нацбанке не уточнили, кого назначили на эту должность. По информации источника А', приближенного к руководству НБУ, куратором госбанка сроком на год стала Оксана Ищенко, ранее занимавшая должность заместителя финансового директора Платинум Банка. С госпожой Ищенко связаться не удалось.
В 2014 году Ощадбанк действительно активно пользовался средствами рефинансирования и получал стабкредиты. Общая сумма полученного финучреждением рефинансирования с учетом средств, выделенных НАК «Нафтогаз Украины», составила около 20 млрд грн.
В самом банке также уверяют, что введение куратора произошло в рамках системного усиления контроля за финучреждениями. «Назначение куратора носит не индивидуальный характер и не связано с теми или иными проблемами отдельно взятого банка»,– сообщили А' в пресс-службе банка.
Впрочем, по словам источника А', знакомого с ситуацией, причиной введения куратора и усиления контроля над Ощадбанком стало ухудшение показателей его деятельности. «Основная причина, указанная регулятором в документе – рост объемов негативных активов на 3%, увеличение объемов просроченных кредитов в 4 раза, а также концентрация у трех заемщиков 20% всех активов»,– рассказал собеседник А'. По итогам трех кварталов 2014 года общий объем кредитного портфеля Ощадбанка составлял около 64,8 млрд грн, из которых 62,4 млрд грн – долги юрлиц. При этом большинство заемщиков финучреждения – госпредприятия, для которых предусмотрены достаточно льготные условия – процентные ставки по таким займам, зачастую, ниже рыночных.
Например, согласно данным финотчетности банка, только за 2012-2013 годы Ощадбанк предоставил НАК «Нафтогаз Украины» более 35 млрд грн кредитов со средней годовой ставкой около 12% и сроком погашения в 2015 году. Показатель риска концентрации активов на этого контрагента достигал в 2013 году 17% при максимально допустимом показателе по портфелю не более 20%. По итогам III квартала 2014 года показатель кредитного риска на одного контрагента у Ощадбанка составлял 18,36%, львиная доля которого приходилась на займы НАК. Кредитуя зачастую убыточные госпредприятия, финучреждение берет на себя и часть их рисков.
В то же время эксперты не отрицают, что Нацбанк к такому решению подтолкнуло и ухудшение финансового состояния финучреждения. Прошлый год банк закончил с убытком 8,5 млрд грн. Как сообщал ранее председатель правления банка Андрей Пышный, это произошло из-за потерь финучреждения в аннексированном Крыму. «Наш финансовый результат составил бы 1,1 млрд прибыли, если бы не аннексия Крыма. 8,5 млрд – это потери Ощадбанка в Крыму, связанные, в первую очередь, с кредитным портфелем. Банк был вынужден сформировать 9,6 млрд резервов»,– пояснил он. В связи с этим, Кабмин еще осенью принял решение увеличить уставный фонд госбанка на 11 млрд грн. Сумма докапитализации определялась с учетом проведенного по требованию Международного валютного фонда стресс-тестирования крупнейших украинских финструктур.
«Высокий отрицательный финрезультат в Ощадбанке из-за резервирования всех активов по Крыму конечно повлиял на решение НБУ о введении куратора, и это еще не конец, ведь нужно будет формировать также резервы по Донецкой и Луганской областям. Никто не знает, каким точно будет объем резервирования и финансовый результат банка после этого»,– подчеркнул председатель правления Украинской межбанковской валютной биржи Анатолий Гулей.
Взятые под контроль
По данным Нацбанка, на сегодняшний день кураторы работают в 36 финучреждениях, среди которых есть и системные банки. «Кураторы сейчас есть фактически везде, и в ПриватБанке, и в Укргазбанке, думаю, что и в Укрэксимбанке также есть куратор. Как правило, они не "суперпрофи", поэтому просто присутствуют на заседаниях правления и других комитетах и стучат в НБУ. При этом получают зарплату не от Нацбанка, а от самих финучреждений»,– рассказывает бывший заместитель председателя правления одного из банков, пожелавший не называть свое имя. Банкир также отмечает, что особой пользы от такого кураторства нет. «Это просто "смотрящий", без полномочий и ответственности. В ВиЭйБи Банке тоже был куратор, и что это дало? И в Дельта банке был...»,– добавил он.
При этом, согласно требованиям законодательства, наличие в любом банке куратора предполагает особый контроль за его финансовыми операциями и соответствие нормативным показателям. Банк в таком случае обязан согласовывать с Нацбанком выделение крупных кредитов, объяснять отток депозитов. Ранее НБУ вводил в финучреждения своего куратора сроком на 180 дней. За этот период финучреждение обязано было улучшить свои показатели. По истечению этого срока регулятор должен принять решение – позволить банку работать дальше или же признать неплатежеспособным с последующим введением временного администратора. «Согласно законодательству, в течение 14 дней после назначения куратора руководство банка с ним совместно разрабатывает план по повышению уровня капитализации, показателей ликвидности, оптимизации затрат, сдерживанию оттока клиентских средств и др.»,– говорит начальник отдела рейтингов финансовой сферы IBI-Rating Анна Апостолова.
Но, что может ожидать государственный Ощадбанк, где все вклады физлиц (34 млрд грн по состоянию на 1 октября 2014 года) гарантируются государством, по истечению срока кураторства, финансисты прогнозировать затрудняются. Партнер компании по управлению активами «Овамо Капитал» Алексей Карасев предполагает, что в худшем случае депозитный портфель банка может быть конвертирован в облигации внутреннего госзайма. «Это вынужденная мера в наших условиях. Тем более законодательство под это уже подготовлено. Есть законопроект от 2005 года о работе финансовой системы в особый период. При необходимости депутаты его примут»,– размышляет господин Карасев. Но с ним не соглашается директор инвесткомпании «Финэкс Капитал» Игорь Когут, отмечая, что «при таком сценарии в Украине вообще никто не будет нести деньги в банк».
В то же время эксперты не верят, что в Ощадбанк в обозримом будущем может быть введена временная администрация. По мнению Анны Иваницкой, возникновение у этого госбанка проблем, способных вызвать необходимость ввода временной администрации – событие экстраординарное и маловероятное. Эксперты отмечают, что Ощадбанк всегда может рассчитывать на финансовую поддержку государства, так как имеет исключительно важное значение для банковской системы и экономики страны в целом.