На днях НБУ выполнил требование Совета нацбезопасности и обороны и ввел санкций против работающих в Украине банков с российским государственным капиталом. В комплексе все эти меры выглядят достаточно устрашающе, но на самом деле – это, скорее, имитация санкций. Разберем по пунктам.
Сейчас существуют запреты на межбанковское кредитование, на размещение депозитов, на выплату дивидендов и на распределение капитала, так же – введены определенные ограничения на корреспондентские отношения.
Сразу же отмечу, что все российские банки, работающие в Украине, закончили год с колоссальными убытками – на уровне нескольких миллиардов гривен у каждого из финансовых учреждений. О каком распределении дивидендов может идти речь в данном случае?
Тоже касается и распределения капиталов. Если деятельность убыточная, то банк в пользу акционеров никаких выплат осуществлять не сможет.
Что касается межбанковских кредитов, то все, что можно российские банки вывели в 2014 году, с началом девальвации гривны. И сейчас у них уже практически не осталось ликвидных ресурсов для материнских структур.
Наоборот, в 2016 году НБУ утвердил для российских банков программу докапитализации, в соответствии с которой разрешил им конвертировать в капитал задолженность перед материнскими структурами. И они успешно воспользовались предоставленной возможностью.
Кстати, благодаря этому российские банки завели в Украину более $1 млрд. Это почти треть всех инвестиций в нашу страну в прошлом году.
Давайте проанализируем санкционный режим использования корреспондентских счетов. Там есть запрет размещать дочерним банкам, которые действуют в Украине, средств на корреспондентских счетах в материнских структурах в России. Но в то же время разрешается проводить через эти счета операции клиентов. То есть от этих санкций клиенты ни коим образом не пострадают.
Единственное, что мог в данном случае сделать Нацбанк, для того, чтобы санкции возымели настоящий эффект – инициировать внесение в закон "О банках и банковской деятельности" запрета иностранным государствам (не частному бизнесу) владеть банками в Украине прямо или опосредовано. И предусмотреть какой-то переходной период – год-два – на приведение этой нормы в действие.
Вот тогда бы российские банки с государственным участием действительно поняли, что у них нет долгосрочных перспектив в Украине, что они должны искать новых собственников. К тому же во время переходного периода физлица смогли бы забрать из этих банков свои депозиты.