Оценить Валерию Гонтареву как руководителя Национального банка Украины в двух словах довольно непросто. Нужно понимать, что она заняла эту должность в очень сложный период для страны и банковской системы, в частности. Перед ней встало множество вызовов. Страна оказалась в сложной экономической ситуации, и решение многих проблем не были полностью в силах председателя НБУ.
Сегодня по отношению к Гонтаревой можно встретить диаметрально противоположное отношение, как в экспертной среде, так и у обычных граждан страны.
Ее называют как наиболее неудачным руководителем Нацбанка за всю историю независимой Украины, так и наиболее успешным. Очевидно – правда где-то посередине.
Что сделала Гонтарева за почти трехлетнее правление? Любые действия НБУ носили комплексный характер и имели как негативные, так и позитивные последствия.
Первое на что бы я обратил внимание – Украина длительное время, привыкшая жить при фиксированном курсе, под влиянием макроэкономических событий, была вынуждена ввести гибкий валютный курс. В результате, многие украинцы получили довольно тяжелый психологический удар, ведь в нашей стране очень высокий уровень долларизации.
Граждане все еще отдают предпочтение доллару, как гарантии своих сбережений. Соответственно именно к этой валюте всегда обращено повышенное внимание, а не к показателю уровня инфляции, например.
Вторая важнейшая реформа – очищение банковской системы от неплатежеспособных или схемных банков. С рынка уже ушло восемь десятков банков и очевидно, что и в этом году еще около двадцати финансовых учреждений покинут рынок.
В период бурного развития банковская система привлекала много денег у населения. При этом граждане не слишком следили за качеством ресурсов, в которые они инвестировали средства. В результате возникла проблема плохих активов.
С этим нужно было что-то решать. Не секрет, что значительная часть финансовых учреждений, собственно и не занимались классическим банковским бизнесом, а использовались в схемах налоговой оптимизации, выводе средств. Они и подрывали доверие к банковской системе в целом.
Но проблема в том, что очищение системы происходило слишком стремительными темпами, в результате существенно возросла нагрузка на Фонд гарантирования вкладов населения, а вкладчики проблемных банков столкнулись с проблемой не слишком быстрого возвращения средств.
В экспертной среде возникают вопросы, связанные с периодом 2014-2015 годов, когда производилось рефинансирование банков, очень быстро потом ликвидированных. В результате немало денег было выведено за пределы Украины и банковской системы, в частности. Именно эти действия Гонтаревой вызывают наибольший негатив.
За время ее работы гривна обесценилась в 2,3 раза. Возможно некоторых ошибок, связанных с рефинансированием и можно было бы избежать. Но нужно понимать, что курс гривны формируется под влиянием многих факторов. И когда обваливается валюта, а ключевыми факторами являются – психологические, а именно – паника населения, то полностью вину за девальвацию перебрасывать на председателя НБУ, я считаю, некорректно.
Реформу непосредственно Нацбанка, которую провела Гонтарева, в целом можно считать успешной – оптимизация структуры и расходов произошла.
Кто займет после нее кресло председателя и как это повлияет на валютный курс? Если регулятор работает стабильно, смена руководителя НБУ не может кардинально повлиять на курс гривны.
Другое дело, если выбор нового главы затянется, тогда возможны варианты. Но так как основной костяк команды остается на местах, я думаю, что у них хватит профессионализма удержать курс на уровне 27 грн/$ в ближайшей перспективе.