Обесценивание гривны и рост цен обеспечили нетипично высокий для Украины рост доходов государственного бюджета. В январе-апреле поступления в общий фонд выросли на 45,9% по сравнению с таким же периодом прошлого года, свидетельствуют данные Государственной казначейской службы. При этом доходы сводного бюджета увеличились на 30,5%. Эксперты убеждены, что со второй половины года темпы сбора доходов упадут, тогда как расходы, наоборот, вырастут. Накопленный в начале года резерв правительство будет вынуждено направить на субсидии, обслуживание госдолга и финансирование армии. Тогда как индексация доходов украинцев, которую пока еще допускают в правительстве (признавая, что на нее нет денег), на фоне запланированных расходов выглядит преждевременным и популистским решением.
Девальвация и инфляция принесли украинцам главным образом снижение покупательской способности, тогда как доходы государственного бюджета аномально выросли. "Перевыполнение доходов госбюджета получили явно не за счет реформ. Если смотреть по структуре доходов, то главный залог роста — девальвация. Больше всего казна получает от НДС и акцизного налога с импортируемых товаров", — говорит экономист Международного центра перспективных исследований Ангела Бочи.
Как объяснил "Апострофу" исполнительный директор CASE Украина Дмитрий Боярчук, в апреле темпы роста по видам доходов значительно замедлились по сравнению с мартом. При этом, по словам эксперта, общий показатель поступлений в апреле остался все еще высоким в связи с тем, что, во-первых, НБУ перечислил часть своей прибыли в госбюджет, а во-вторых, поступили средства после зачисления платы от продажи 3G-лицензий. "Это значительно улучшило показатели. Динамика пока еще неплохая, но темпы роста замедляются", — констатирует господин Боярчук. В итоге за четыре месяца доходы сводного бюджета были выше почти на 18,5 млрд грн, чем расходы. Тогда как, например, в январе-апреле 2014 года был дефицит почти 2,9 млрд грн.
Рано радоваться
Эксперты считают, что образовавшийся профицит достаточно быстро сойдет на нет, тем более что значительная его часть стала результатом недовыполнения расходной части местных бюджетов. Из отчета Госказначейства за четыре месяца также следует, что ряд расходных статей госбюджета финансировались крайне слабо. Например, всего 3,6 млрд грн из предусмотренных на 2015 год 24,4 млрд правительство выделило на субвенции местным бюджетам для компенсации повышенных в этом году тарифов на коммунальные услуги, в том числе электроэнергию и газ. Как заявил накануне министр социальной политики Павел Розенко, основная часть расходов придется на конец года, с началом отопительного сезона. Именно во второй половине года Минсоцполитики ожидает "наплыва" просителей субсидий.
Стоит отметить, что расходы на субвенции — далеко не самые затратные. Порядка 31,1 млрд грн требуется на обеспечение деятельности Вооруженных сил Украины. Причем в Министерстве обороны не так давно обратились к Кабинету министров с просьбой предоставить дополнительно 7,7 млрд грн. По словам замминистра обороны Петра Мехеда, деньги нужны на тыловое обеспечение, питание, горюче-смазочные материалы, на выплаты военнослужащим, получившим ранения, а также семьям погибших бойцов АТО.
Непростой вызов перед правительством стоит и в вопросах бюджетного возмещения НДС. "Мы собрали больше НДС, но мы теперь должны больше его отдать, в бюджете не было запланировано такое увеличение", — заявила недавно министр финансов Наталья Яресько. Проблемы с возмещением, которые, нужно сказать, возникают регулярно, за последние месяцы только усугубились. По данным Госказначейства, план по возмещению в январе-апреле составлял 18,3 млрд грн, тогда как по факту за этот период выплатили 16,4 млрд грн. В итоге и так внушительный долг перед бизнесом вырос еще на 1,9 млрд грн. Всего в этом году государство должно возместить 58,1 млрд грн. Ранее глава Государственной фискальной службы Роман Насиров заявил, что накопленная задолженность перед бизнесом составляет порядка 12 млрд грн, в частности, около 7 млрд грн должны металлургическим компаниям.
Один из, пожалуй, наиболее серьезных расходов госбюджета — обслуживание госдолга. За 4 месяца правительство направило на выплату процентов по своим обязательствам почти 25 млрд грн, тогда как всего на текущий год предусмотрено 92,6 млрд грн.
По лезвию ножа
Несмотря на предстоящие расходы и неопределенность с реструктуризацией госдолга, в правительстве готовятся к индексации пенсий и минимальной зарплаты. "Коалиция приняла решение проиндексировать денежные доходы граждан 1 декабря. Мы готовы к этой индексации. Но для этого нужно найти ресурс", — ранее заявлял премьер-министр Арсений Яценюк.
Правда, в последнее время члены правительства очень осторожно обсуждают этот вопрос. "Реальную картину нам даст состояние экономики в первом полугодии, и мы тянуть с этим не будем, мы быстро проанализируем ситуацию, в первую очередь — финансовую ситуацию в стране", — заявил в четверг, 4 июня, Павел Розенко. А вот министр финансов Наталья Яресько позже признала, что сейчас денег на индексацию соцвыплат нет.
Нет ничего плохого в увеличении социальных выплат, в том числе пенсий и минимальной зарплаты, говорят опрошенные "Апострофом" экономисты. Другой вопрос, есть ли у государства этот ресурс. "Сейчас любое повышение таких обязательств приведет к новому витку инфляции. У нас не развивается производство, чтобы финансировать наши социальные расходы", — полагает Ангела Бочи. Президент Петр Порошенко, выступая перед парламентом, попросил Кабмин ускорить рассмотрение вопроса об индексации. "Делать это следует аккуратно, избегая каких-либо популистских шагов, чтобы не спровоцировать, как это уже ранее много раз происходило, гиперинфляцию, чтобы не дестабилизировать финансово-экономическую ситуацию в стране", — заявил в четверг глава государства.
По мнению Дмитрия Боярчука, пока преждевременно делать выводы относительно итогового дефицита госбюджета и того, с какими проблемами по части расходов могут столкнуться в правительстве. По словам эксперта, более четкую картину позволят сформировать отчетные данные госбюджета в августе-сентябре.
Тем не менее, говорить о положительных сигналах для экономики рано до тех пор, пока продолжается падение поступлений с налога на прибыль. Как отметила Ангела Бочи, налог на прибыль является одним из первых показателей и катализаторов ситуации в промышленном производстве и предпринимательстве в целом