Национальный банк продолжает ужесточать денежно-кредитную политику. С сегодняшнего дня НБУ прекращает проведение ежедневных валютных аукционов и отказывается от индикативного курса гривны. Курс будет устанавливаться на основании объективных параметров рыночного спроса и предложения. Напомним, что, согласно решению Нацбанка о проведении валютных аукционов по продаже иностранной валюты, установление индикативного курса вступило в силу 5 ноября 2014 года. Индикативный курс гривны к валюте был ориентиром, который банки могли брать во внимание при проведении операций на межбанке. Сейчас, по данным регулятора, официальный курс гривны к доллару и средневзвешенный курс на межбанковском рынке к 14.00 сравнялись и составили 17,9 грн/$.
Кроме того, с 6 февраля регулятор намерен пересмотреть свою учетную ставку, повысив ее с 14 до 19,5%. В 2014 году этот показатель менялся трижды – в апреле ставка была повышена с 6,5 до 9,5%, в июле – до 12,5% и в ноябре – до 14%. Будут проводиться и соответствующие корректировки ставок по активным и пассивным операциям НБУ. «Основной причиной такого решения является усиление инфляционных рисков, которые остаются высокими в ближайшей перспективе, отображая, в первую очередь, значительный уровень неопределенности дальнейшего развития событий на востоке,– отмечают в Нацбанке.– В декабре потребительская инфляция достигла 24,9% в годовом измерении. Базовая инфляция выросла до 22,8%». Основными причинами ускорения инфляции регулятор называет обесценивание гривны и военный конфликт на востоке страны.
Поэтому более жесткая политика центробанка должна стабилизировать денежно-кредитный рынок из-за большей привлекательности финансовых инструментов в гривне. Кроме того, по прогнозам НБУ, уровень потребительской инфляции до конца года составит 17,2%, а в 2016 году – показатель вернется к «однозначному уровню».
Заместитель председателя правления Креди Агриколь Банк Евгения Чемерис:
Эти меры направлены на удержание курса. По какой цене экспортеры готовы продавать валюту, а импортеры покупать – такой и будет курс. Нацбанк по сути устранился от всякого влияния на курс. Для того чтобы прогнозировать сейчас курс, необходимо в начале ответить на вопрос, когда закончатся военные действия. Все курсы: официальный, на межбанке, в обменниках, «черный» курс – будут разниться, но не так существенно, как сейчас.
Президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило:
То, что сейчас будет некоторый рост курса, это очевидно, поскольку существует девальвационный тренд, обусловленный обострением военных действий и ожиданием кредита МВФ, который задерживает решение о выделении средств. Думаю, что рост курса до середины текущей недели будет продолжаться. Субъекты рынка будут тестировать рынок на предмет, по какому курсу рынок готов покупать валюту. Повышенный спрос на валюту приведет к повышению курса, но потом, когда картина прояснится, курс постепенно нормализуется, и гривна укрепится. На каком уровне – пока сказать сложно, но, думаю, выше 20-22 грн/1$ он не будет. Официальный и неофициальный курс будут работать как сообщающиеся сосуды, и ситуация с курсом нормализуется.
У нас сложилась ситуация, что учетная ставка в 14% фактически в два раза ниже инфляции в прошлом году. По сути, это была отрицательная ставка. В случае кредитования по ней, удобно было просто взять деньги и через год вернуть их и при этом еще и «навариться». Отрицательная ставка используется для оживления экономики, но в нашем случае это не действует. Нацбанк не использовал ставку как инструмент регулирования и по сути. Повысив учетную ставку, НБУ не вышел за прошлогоднюю инфляцию, однако ставка повышена, исходя из ожидаемой инфляции в 2015 году – 17%. Таким образом, учитывая, что учетная ставка 19,5%, то 2% – это реальная ставка. В условиях стагнации кредитных процессов, повышение ставки вряд ли приведет к повышению стоимости кредитования. Здесь, скорее, будет играть роль ожидаемая инфляция.
И с курсом, и со ставкой – Нацбанк пытается вернуть этим инструментам функции конкретных рычагов регулирования. Чтобы они отражали макроэкономические процессы. Это внутренние составляющие, которые позволят нам ускорить предоставление кредита МВФ.
Старший аналитик по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь:
Безусловно, это положительный ход. В итоге, курс должен свестись к одному. Официальный курс будет определяться через курс межбанка, курс наличного рынка в обменниках – через официальный курс, который, в свою очередь, будет определяться через курс межбанка. Курс неформального рынка сейчас должен меньше нас волновать – он станет менее значительным, поскольку основная причина выхода на неформальный рынок, а именно дефицит валюты, исчезнет.
Курс поднялся до 25 грн/1$ скорее из-за того, что пока есть неопределенность, что будет на самом деле. Раньше на межбанке было около 16 грн, на наличном – выше 20 грн. Те банки, которые могли работать на обоих рынках, делали это. То есть покупали на межбанке и продавали на неформальном рынке. Те банки, которые не могли себе такого позволить, поскольку работали чисто, а это прежде всего международные банки, у них сложился достаточно большой отложенный спрос. И в отдельных банках такой спрос оценивается в десятки миллионов долларов. Если сейчас банки, которые не шли на неформальные сделки, выйдут, то это взвинтит курс.
Увеличение учетной ставки дает возможность использования инструмента, который более подходит для управления предложением денег и инфляцией, чем тот механизм, который использовался до сих пор, то есть фиксированный курс. Это делается для того, чтобы соответствовать меморандуму еще от апреля, согласно которому в 2015 году Нацбанк переходит к таргетированию инфляции. На кредитовании это серьезно не отразится. Больше это повлияет на межбанк. Потому что если НБУ будет предлагать по более высоким ставкам кредиты по рефинансированию, это уменьшит спрос на кредиты от центробанка и приведет к удорожанию гривны, что уменьшит ее в обороте.