В Украине увеличивается доля безналичных расчетов, по состоянию на 2020 год в соответствии с планами Национального банка они должны превысить 50%. Тем не менее, в ряде развитых стран доля безналичных расчетов уже сегодня стремится к 100%. "Апостроф" выяснил, когда же Украина сможет отказаться от бумажных денег.
Доля наличных денег в украинской экономике продолжает сокращаться. По данным Национального банка Украины, по состоянию на 1 января 2017 года в наличном обороте находился 341 млрд грн, а через полгода, то есть на 1 июля, - уже 331 млрд грн, что на 10 млрд грн меньше.
Нацбанк всячески стимулирует граждан переходить на расчеты в безналичной форме. Этому, в частности, должно способствовать снижение предельной суммы наличных расчетов для физических лиц со 150 тыс. грн до 50 тыс. грн – соответствующая норма была введена в январе текущего года. Параллельно принимаются меры по так называемой фискализации финансовых операций и расширению мониторинга доходов и расходов граждан.
По данным регулятора, если в 2011 году доля безналичных платежей с использованием банковских карт составляла всего лишь 8%, то по итогам 2016 года она превысила 35%.
В Нацбанке "Апострофу" не дали прогноз относительно того, когда Украина сможет полностью отказаться от наличных расчетов, порекомендовав вместо этого ознакомиться с утвержденной регулятором комплексной программой развития финансового сектора до 2020 года. Согласно этой программе, уровень наличных денег в украинской экономике в 2020 году должен составить 9,5% (на сегодня более 18%), а доля безналичных расчетов вырасти до 55% (сейчас 25%).
Выйти из "тени"
Сокращение доли наличных расчетов и, наоборот, увеличение безналичных платежей непосредственным образом связаны с теневой экономикой и коррупцией.
"Я бы рассматривал этот вопрос концептуально в плане борьбы с "теневым" сектором экономики и борьбы с коррупцией, что более чем актуально для Украины", - сказал в комментарии "Апострофу" исполнительный директор Международного Фонда Блейзера Олег Устенко. Он сослался на данные OECD (Организации экономического сотрудничества и развития), которая оценивает "теневой" сектор экономики Украины в примерно 50%. "Но, по большому счету, даже оценка самого Кабинета министров Украины – около 30% - это очень большой "теневой" сектор. К примеру, наши соседи, у кого самый большой в Европейском союзе "теневой" сектор, - Венгрия, он оценивается на уровне 20-25%, согласно исследованию Организации экономического сотрудничества и развития, то есть минимум в два раза меньше, чем у нас", - подчеркнул эксперт, добавив, что высокий уровень "теневого" сектора характерен для стран с плохим бизнес-климатом и высоким уровнем коррупции. Устенко напомнил, что в рейтинге восприятия коррупции Transparency International Украина по итогам 2016 года оказалась на 131-м месте из 176 стран. "Поэтому введение безналичных расчетов – это и борьба с "тенью", и возможность обрезания подпитки коррупционных каналов", - считает экономист.
Член Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран также отмечает ключевую роль детенизации экономики в данном вопросе. "Но если 50-70% зарплат будут платиться в конвертах, то кэш будет всегда иметь большую долю в расчетах", - сказал он изданию, добавив, что оборот наличных необходимо еще и обслуживать, что, в конечном счете, дает "какой-то минус ВВП". Эксперт считает, что увеличение доли безналичных расчетов должно следовать за детенизацией экономики, а не наоборот.
По мнению Олега Устенко, целевой показатель безналичных расчетов в 55% к 2020 году более чем реалистичен. "В последние несколько лет в мире основным трендом стал переход к так называемым cashless economies (экономике безналичных расчетов). Лидерами здесь являются скандинавские страны, которые со следующего года вообще планируют уйти от расчетов наличностью, которая так активно используется в Украине. Я считаю, что это совершенно правильная подвижка, более того, я бы ожидал, что эта подвижка была бы более амбициозной – в идеале мы бы должны были перейти, насколько это возможно, вообще к безналичным расчетам. В реальности это не такая уж сложная задача, вопрос в наличии политической воли. Я думаю, что это вполне реально сделать от нынешнего момента времени – плюс один год", – сказал он, добавив, что катализаторами в этом процессе могут стать гражданское общество и бизнес, а также иностранные партнеры Украины.
Впрочем, если политической воли у власти не найдется, в ближайшее время Украина не станет cashless economy. "При такой консервативной фискальной политике – не ранее, чем люди посетят Марс", - резюмировал Виталий Шапран.
Как Швеция или Индия
Экс-министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус считает, что Украине стоило бы ориентироваться на опыт Швеции, где 92% всех платежей осуществляются в безналичной форме. При этом Украине, безусловно, далеко до скандинавских стран, которые стабильно занимают верхние строчки рейтингов конкурентоспособности экономик.
Более показательным может оказаться пример Индии, считающейся одной из самых коррумпированных стран мира, где более 90% трудоспособного населения заняты в неформальном секторе экономики. В конце 2016 года власти в рамках кампании по борьбе с коррупцией одномоментно изъяли из оборота банкноты номиналом 500 и 1000 рупий, что вызвало панику у населения, так как такие купюры составляли более 85% оборота наличных денег в стране. А с 1 апреля текущего года в Индии ввели штрафы за расчеты наличными на сумму, превышающую 300 тыс. рупий (более $4,4 тыс.). При этом сумма штрафа составляет 100% суммы финансовой операции. В 2015 году MasterCard назвала Индию среди стран, наименее подготовленных к переходу на безналичные расчеты, тем не менее, такой переход произошел. И, несмотря на то, что "демонетизация по-индийски" оказалась, скорее, провальной, она показала, что от политической воли власти действительно зависит многое.