Украина нуждается в деньгах иностранных кредиторов. Однако Международный валютный фонд выдвигает ряд условий, которые украинские власти не горят желанием выполнять. Есть и другие варианты привлечения средств, но они также сопряжены с определенными сложностями. "Апостроф" выяснял, каковы шансы на возобновление сотрудничества с МВФ и что будет, если не удастся договориться с главным кредитором.
Украина испытывает финансовый "голод", который могут удовлетворить внешние кредиторы. Речь, в первую очередь, идет о Международном валютном фонде (МВФ), последний кредитный транш которого в размере $1 млрд страна получила в апреле 2017 года. После этого сотрудничество с фондом застопорилось, так как Киев не выполняет требования МВФ.
Еще один способ изыскания средств – выход на международные финансовые рынки. В сентябре 2017 года Украина разместила еврооблигации на $3 млрд под 7,375% годовых с 15-летним сроком погашения. При этом около $1,6 млрд из этой суммы сразу же направили на выкуп ценных бумаг со сроком погашения в 2019 и 2020 годах.
Отметим, что в ближайшие пять лет Украина должна будет выплатить по своим внешним обязательствам порядка $30 млрд. Только перед МВФ долг составляет более $12 млрд. При этом все золотовалютные резервы Национального банка Украины (НБУ) – около $19 млрд.
Где найти миллиард
В 2018 году Украина снова попытается выйти на международный рынок капитала. По словам министра финансов Александра Данилюка, возможность выпуска евробондов может появиться до конца июня. Еще в ноябре прошлого года глава Минфина говорил, что страна намерена привлечь за счет выпуска еврооблигаций $2 млрд.
При этом власти не отказываются от намерения возобновить сотрудничество с МВФ и, соответственно, выполнять требования, выдвигаемые фондом.
Ряд этих требований относится к так называемым "непопулярным реформам" – например, повышение цены на газ для населения до уровня импортного паритета, а также запуск рынка земли сельскохозяйственного назначения. Однако есть и другие условия МВФ, которые украинская власть до недавнего времени также не спешила выполнять, при том что они никак не связаны с возможной реакцией электората. Это, в первую очередь, создание антикоррупционного суда.
Определенным прорывом в вопросе сотрудничества Украины с фондом стал нынешний форум в Давосе, в рамках которого президент Петр Порошенко встретился с главой МВФ Кристин Лагард. После этой власти украинские чиновники несколько воспрянули духом и все по очереди сообщили, что в 2018 году новому траншу быть. Сперва министр финансов Данилюк высказал надежду, что Украина выполнит все условия фонда "до мая, а, может, и раньше", затем сам Порошенко поведал, что это может произойти еще раньше – до начала апреля.
Сумму транша ни Порошенко, ни Данилюк не назвали. Однако исполняющий обязанности главы Нацбанка Яков Смолий, который в ближайшее время может, наконец, избавиться от приставки "и.о.", рассказал, что в нынешнем году Украина должна получить от МВФ около $2 млрд.
Игра в долгую
Профессор кафедры финансов Национального университета "Киево-Могилянская академия" Александра Мертенс считает, что возобновление сотрудничества с МВФ абсолютно реально.
"Я думаю, что сотрудничество скорее будет возобновлено, чем не будет. Мне кажется, что последние новости о том, что Порошенко и Лагард провели встречу и так далее, говорит о том, что, скорее всего, все должно быть хорошо", - сказал он "Апострофу".
Главным требованием для получения транша остается создание антикоррупционного суда. "Если в ближайшее время будет проголосовано создание антикоррупционного суда на принципах, согласованных с Венецианской комиссией, тогда шансы на получение транша еще в первой половине этого года возрастают. Если создание антикоррупционного суда затянется, то транша в первом полугодии не будет", - заявил в комментарии "Апострофу" глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
"Я думаю, что вероятность очень высока, поскольку, скорее всего, вопрос поставили ребром, и поэтому ничего другого не останется, как принять соответствующее решение, - добавляет в комментарии "Апострофу" политолог Петр Олещук. – Я думаю, это будет приблизительно как с электронным декларированием – сначала длительный саботаж, попытки сорвать, но в конечном итоге принятие соответствующего решения".
Политический аналитик Игорь Петренко не столь оптимистичен. По его мнению, президенту Петру Порошенко принятие закона об антикоррупционном суде с теми положениями, на которых настаивает Запад, невыгодно, поскольку тогда он потеряет свое влияние на новый орган правосудия. В связи с этим, считает эксперт, власти будут делать все возможное, чтобы затянуть процесс принятия соответствующего закона в Верховной Раде.
"Идеальный вариант – затянуть антикоррупционный суд, что-то пообещать европейцам, получить какую-то поддержку", - отметил Петренко.
Он также не исключил, что, если МВФ не согласится возобновить финансирование без запуска антикоррупционного суда, власти могут попытаться объяснить это населению другими требованиями фонда.
"Они скажут, что МВФ требует от нас поднятия тарифов, но, так как это неприемлемо, мы вынуждены приостановить сотрудничество на некоторое время, чтобы сохранить благополучие наших граждан. Возможен и такой вариант", - предположил Петренко, добавив, что без иностранных кредитов Украине в ближайшие годы будет очень сложно, вплоть до возможности объявления дефолта по своим обязательствам.
Дорогие деньги
Где тогда взять необходимые средства? Очевидно, что на рынках внешних заимствований. Но это сопряжено с определенными трудностями.
"Думаю, очень сложно будет разместить облигации на фоне неопределенности с МВФ. Попытка выйти [на международный рынок заимствований] до сделки с МВФ будет плохим сигналом относительно наших перспектив с фондом, а, значит, ставка [размещения евробондов] будет высокой", - сказал в комментарии "Апострофу" руководитель аналитического департамента инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий.
С этим согласны и другие эксперты. По словам экономиста Андрея Новака, без сотрудничества с МВФ "такие заимствования будут нам стоить гораздо больших процентов".
"Конечно, выход на внешние рынки будет затруднен без сотрудничества с МВФ. Даже если это удастся, а это вполне возможно, то будет сложнее и дороже. Сотрудничество с МВФ для такой уязвимой экономики, как наша, с вовлеченностью в экспорт-импорт и нестабильностью валютного курса – конечно же, просто фактор стабильности. Это – психологический фактор, который других участников рынка тоже успокаивает", - подытожил Александр Мертенс.