RU  UA

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Финансы

Почему АМКУ не дает строить ЦОД НБУ

Что не так с тендером Нацбанка на строительство Центра обработки данных

Что не так с тендером Нацбанка на строительство Центра обработки данных Фото: pixabay.com

В марте прошлого года Национальный банк Украины (НБУ) объявил тендер на постройку основного центра обработки данных (ЦОД). Тендер рекордный для НБУ – почти на 340 млн грн. Однако прошел год, а амбициозный проект пока так и остался на бумаге. Антимонопольный комитет "завернул" уже четвертую попытку НБУ провести госзакупку, признав прописанные Нацбанком условия тендера такими, что нарушают честную конкуренцию. Нацбанк стоит на своем и хочет закупить продукцию компании, которая, несмотря на международное право, до сих пор работает в аннексированном Крыму и выступает за скорейшую отмену санкций против России.

Аргументируя необходимость постройки собственного ЦОД, Национальный банк Украины ссылался на киберугрозы и необходимость обезопасить финансовый сектор и банковскую систему страны. Цель благая, но когда дошло до ее воплощения, эксперты удивились.

29 марта 2018 года НБУ разместил на Prozorro объявление о проведении тендера на постройку основного центра обработки данных. Проект стал весьма и весьма амбициозным по украинским меркам. В то время, как даже частные компании не строят в Украине ЦОД с уровнем доступности TIER IV, госучреждение выделило на эти нужды сразу 340 млн грн, прописав в условиях решения, которые ранее не применялись в нашей стране.

"Изучение документации позволило выявить целый ряд интересных моментов. Например то, что в требованиях указаны уникальные для нашего рынка решения – два дизель‑роторных ИБП и столько же экономайзеров Schneider Electric EcoFlair", - писало отраслевое издание "Сети и бизнес".

План типичного ЦОД

Журналисты просчитали по указанным НБУ параметрам возможную стоимость подобного проекта – получилось максимум 2-2,5 млн долл. Но основной бюджет должен был пойти на возведение офисного центра, в котором должен находиться ЦОД. "Площадь офисного здания оценивается примерно в 3400 кв. м. Принимая во внимание киевские цены на подобную недвижимость, его стоимость вряд ли будет выше 4 млн долл. (скорее ощутимо меньше). Таким образом, по самым максимальным расценкам, общая стоимость объекта не должна превышать 6-6,5 млн долл. При этом общий бюджет проекта, напомним, 13 млн долл. Не здесь ли кроется одна из причин нежелания государственных структур отказываться от создания собственных ЦОД?", - писало издание.

Чертеж здания под ЦОД НБУ

В прошлом году эксперты и участники рынка активно обсуждали слишком уж раздутый бюджет проекта, целесообразность постройки четырехэтажного офисного центра на территории Банкнотно-монетного двора на столичной Троещине и вообще необходимость создания такого ЦОД за такие деньги. НБУ парировал – госинтерес превыше всего, в ЦОД дадут доступ другим госорганам, а в перспективе собственный ЦОД более выгоден, чем аренда.

Впрочем, далеко не всех убедили эти аргументы. "При таких параметрах чек за электроэнергию там будет отменный. Операционные расходы в перспективе, например, десяти лет, сравнятся с капитальными вложениями. А самое для меня интересное: за деньги, которые будут потрачены на строительство и эксплуатацию этого ЦОД, заказчик мог бы арендовать лучший ЦОД страны сроком лет на двадцать", - считает глава украинского дата-центра DeNovo (один из крупнейших коммерческих дата-центров в Украине) Максим Агеев.

Нацбанку понравился Schneider, но АМКУ не оценил

Однако провести госзакупку НБУ так и не смог, хотя уже прошел год. С первой попытки к участию в тендере никого не допустили, а в последующих трех случаях вмешалась постоянно действующая коллегия АМКУ по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок, которая отменяла тендеры из-за того, что, по ее мнению, ТЗ проекта прописано под конкретных производителей оборудования и нарушает права других участников.

"В ЦОД принципиальные вещи – это система кондиционирования воздуха и система бесперебойного питания. Система кондиционирования, которая запроектирована для НБУ, ни разу в Украину не поставлялась – ни одним из производителей. Потому что в этом нет экономического смысла. Да, это зеленые технологии, но смысл в них может быть только для крупных проектов, которые можно со временем окупить. Это Facebook, Microsoftили Google могут потратиться на эти технологии, когда строят свой ЦОД. У них внутри специализированное оборудование, это зеленые технологии, и они знают, что через 5 лет они отобьют инвестиции. Но наш Нацбанк – это далеко не Microsoftи для нужд этого точно не надо. Что касается систем бесперебойного питания и дизель-генераторов – то же самое. В Украину, к примеру, ни разу не поставлялись затребованные НБУ динамические роторные ИБП. Потому что в этом нет экономического смысла. Это все очень дорого", - рассказывает на условиях анонимности руководитель одного из крупных коммерческих ЦОД страны.

Зачем тогда это было прописано в проектной документации и зачем НБУ ЦОД с уровнем доступности TIER IV, если крупнейшие частные дата-центры успешно работают и с уровнем TIER III? Наш собеседник имеет только одно объяснение – когда строятся коммерческие ЦОД, инвесторы считают деньги, а в нашем случае государственные никто никогда особо не считает. "Поэтому тратят в 10 раз больше, чем им на самом деле надо. Абсурд. В случае с НБУ стоимость раздута так, что сроки окупаемости проекта составят десятки лет", - говорит участник рынка.

Компания "Подолжилбуд", которую НБУ не допустил к торгам, привела комиссии АМКУ примеры искусственных ограничений в проектной документации. По данным компании, самые важные узлы ЦОД – системы кондиционирования воздуха и бесперебойного питания – прописаны в ТЗ исключительно под продукцию французской компании Schneider Electric. В сравнительной таблице "Подолжилбуд" приводит примеры, как в проектной документации параметры закупки подогнаны под оборудование Schneider Electric, из-за чего другие производители просто не имеют возможности конкурировать.

Хотя такие есть, уверяют участники рынка. К примеру, китайский Huawei – очень мощный игрок, который успешно конкурирует в том числе и за счет более низкой цены. По нашей информации, Huawei очень хотел в этот проект НБУ, но их "не пустили".

НБУ оправдывался перед АМКУ, что "технические требования к оборудованию, которое должно использоваться в ходе выполнения работ, были применены исключительно с учетом имеющейся Проектной документации…" НБУ также заявляет, что в поисках разработчика проекта "провел среди организаций, которые имеют опыт в реализации такого проекта, анализ рынка цен и предложений, а победителем была определена организация, предоставившая наименьшую цену и кратчайшие сроки выполнения проектных работ". Далее все претензии истца НБУ объясняет необходимостью следовать проектной документации.

По нашей же информации, никакого публичного тендера на создание проекта не проводилось, а разработчиком проектной документации является компания… "Шнейдер Електрік Україна". И в этой же проектной документации украинское представительство Schneider Electric настойчиво рекомендует НБУ установить продукцию своей материнской компании.

НБУ же открыто подыгрывает данной компании. К примеру, в третьем тендере Нацбанк дисквалифицировал всех участников, которые вышли на торги не с оборудованием Schneider Electric. А после того как АМКУ "завернул" один из тендеров после жалоб, в украинских СМИ последовала череда сомнительных публикаций, в которых АМКУ прямо обвинялся якобы в разрушении системы публичных торгов.

В феврале, после жалобы фирмы "Подолжилбуд", АМКУ принял решение, что заказчик должен внести изменения в документацию, чтобы другие производители могли конкурировать. С тех пор прошло больше месяца, но Нацбанк стоит на своем и намерен через суд добиться разрешения закупить продукцию именно Schneider Electric.

Стоит заметить, что продукция Schneider Electric ранее уже фигурировала в уголовных сводках о растрате госсредств. Так, в ходе расследования уголовного производства № 42017100000001297 прокуратура установила, что предприимчивые дельцы в сговоре с чиновниками ГП "НЭК "Укрэнерго" продали госкомпании контейнерный ЦОД Schneider Electric за 21,3 млн грн, при том, что его реальна стоимость была чуть меньше 10 млн грн. Таким образом, из госкомпании вывели более 11 млн грн.

Друзья Путина и Лаврова

Впрочем, в истории с ЦОД для Нацбанка интересна не только потенциальная коррупция чиновников. Важны и потенциальные риски для государства. А они, судя по всему, есть.

Schneider Electric – французская энергомашиностроительная компания, производитель оборудования для энергетических подкомплексов промышленных предприятий, объектов гражданского и жилищного строительства, центров обработки данных. Украинский офис компании напрямую подчиняется российскому офису, который руководит всем бизнесом компании в странах СНГ.

"Компания верит в Россию. И это не пустые слова. Россия для нас – ключевой партнер, четвертый рынок в мире. Развитие российского производства – основа долгосрочной стратегии Schneider Electric, которая уже вложила более 1 млрд долларов США в российские производственные мощности и продолжает инвестировать", - заявлял в одном из интервью президент Schneider Electric в России и странах СНГ Йохан Вандерплаетсе.

Schneider Electric активно инвестирует в Россию, несмотря на напряженные отношения Запада и санкции против РФ. "Как раз в сложные времена необходимо показать, что являешься другом страны — русский народ, русский бизнес это очень ценит… Мы открываем новые линейки в Санкт-Петербурге, центры НИОКР в Сколково и Иннополисе (Татарстане). Так что происходящее нас не пугает: мы продолжим инвестировать в Россию", - говорит Вандерплаетсе.

Более того, Schneider Electric остался работать в аннексированном Крыму, перерегистрировавшись в России. Французская компания таким образом признала законной аннексию Крыма со стороны России.

Йохан Вандерплаетсе является президентом Бельгийско-Российского бизнес-клуба, почетным профессором нескольких российских университетов. Живет и работает в России уже 25 лет и стал для российской власти своим человеком.

Вандерплаетсе – постоянный участник приемов, которые организовывают первые лица России с представителями крупного европейского бизнеса. В Кремле надеются, что бизнес-круги таки додавят политиков в своих странах, чтобы те в конце концов отменили санкции против России. Так, глава российского офиса Schneider Electric месяц назад был на приеме у главы российского МИДа Сергея Лаврова, на котором тот рассказывал о несправедливости со стороны Брюсселя и Вашингтона по отношению к Москве, а также о "госперевороте в Украине" и об "украинских неонацистах, которые публично заявили, что искоренят русских в Крыму". Неделю назад Вандерплаетсе был на встрече бизнес-кругов с Владимиром Путиным, где тоже не обошлось без политики.

Риторика Вандерплаетсе приятна ушам кремлевских вельмож. "Мы хотим, чтобы Россия поставляла свой газ в Европу, поэтому приветствуем такие проекты, как "Северный поток — 2", против которого выступают США", - заявляет Вандерплаетсе. Он категорический противник санкций Запада против России. "Я уверен, что санкции отменят, хотя и не завтра. Когда я обсуждаю те или иные вопросы с руководителями экономики разных стран, в том числе и Евросоюза, слышу их мнение о том, что западные санкции против России – тупиковый вариант. Мы, бизнесмены, понимаем это. Необходимо найти общий язык, урегулировать взаимоотношения, это в наших взаимных интересах – и России, и Запада", - говорит он.

Позиция главы Schneider Electric в России и странах СНГ в принципе понятна и связана с большими деньгами. "Мы позиционируем себя как российская компания, мы производим внутри страны технологии и реализуем их, в том числе здесь. Технологии, которые поставляются для критической инфраструктуры, мы производим здесь", - говорит Вандерплаетсе.

В России у Schneider Electric 5 заводов – "Электромоноблок" в Коммунаре под Санкт-Петербургом, "Потенциал" в Козьмодемьянске, "Электрощит" и "Русский трансформатор" в Самаре, "Механотроника" в Санкт-Петербурге. Более 60% продаж компании в России приходится на продукцию местных заводов. Кроме того, продукция российских заводов идет на экспорт. Учитывая тот факт, что украинское представительство подчиняется офису в Москве, не исключено, что продукция Schneider Electric, произведенная в России, попадает и на украинский рынок.

Однако согласно п.10 ч.1 ст. 4 Закона Украины "О санкциях", запрещено совершать госзакупки у субъектов хозяйствования, которые продают товары, произведенные в стране, к которой применены санкции. Этим законом Украина ввела санкции против России, а потому продукция российских заводов Schneider Electric должна быть под запретом для украинских государственных органов.

И уж особенно странно, когда Нацбанк Украины, который объясняет необходимость постройки ЦОД за 340 млн грн ростом киберугроз, для проекта государственного значения покупает продукцию у компании, контролируемой из страны-агрессора. Продукцию, которая частично может быть даже произведена на территории страны-агрессора.

Впрочем, редакция намерена дальше следить за ситуацией и открыта для официальных комментариев и пояснения со стороны регулятора.

Читайте также

Без "Зимней єПідтримки": кому из украинцев не дадут "Вовину тысячу "

Украинцы, которые находятся за границей или на оккупированных территориях, не получат Вовину тысячу, но это не точно

Куда инвестировать во время войны: три способа заработка для простого украинца

Для сохранения сбережений и заработка украинцам во время войны больше всего подойдут открытие депозита, покупка гособлигаций и недвижимости

Банковские тайны "Национального кэшбека": какие риски для украинцев

Раскрытие банковской тайны участников программы Национального кэшбека вряд ли представляет угрозу, но есть риск взлома