RU  UA

суббота, 20 апреля
  • НБУ:USD 39.55
  • НБУ:EUR 42.10
НБУ:USD  39.55
Внешняя торговля

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Рост из-за падения

Позитивное сальдо торговли выросло

Позитивное сальдо торговли выросло Сокращение объема ввоза импортных товаров в Украину обеспечило рост сальдо торгового баланса Фото: PHL

В результате того, что падение импорта опережает спад экспорта, позитивное сальдо торгового баланса Украины продолжает расти. По итогам восьми месяцев оно составило почти $1,2 млрд. Несмотря на сокращение экспортных операций в Россию, Украина наращивает объемы поставок в ЕС. Эксперты прогнозируют, что тенденция роста положительного сальдо торгового баланса, как и увеличение экспорта в Европу, продлится минимум до конца года.

По данным Госстата, объем импорта в Украину в августе сократился на 42% и составил $3,95 млрд. За восемь месяцев показатели ввоза товаров снизились на 23,5% до $36,51 млрд. Экспортных операций осуществлено на сумму всего $4,3 млрд (-16,9%), с начала года падение составило 6,8% ($37,68 млрд). Таким образом, в январе-августе позитивное сальдо внешней торговли выросло до $1,17 млрд (+0,3 млрд грн в августе), в то время как еще год назад торговый баланс был отрицательным и превышал $7,3 млрд. В Госстате отмечают, что на снижение импорта по результатам года в большей степени повлияло сокращение объемов поставок газа (на 34%) и легковых автомобилей (60,4%). Хотя в августе ввоз топлива незначительно вырос ‒ на $66 млн.

Ситуацию на автомобильном рынке гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко связывает с девальвацией и экономическо-политической ситуацией в стране. «Были девальвации и раньше ‒ с $4/ грн до $6, потом ‒ до $8. Люди с трудом, но все же привыкают месяца за три к новым ценам. Я знаю многих, кто собирался покупать новый автомобиль, но из-за ситуации в стране отложили покупку, так как не понимают, что будет дальше и не делают крупных приобретений. Возможно, эти средства им понадобятся для других целей»,‒ говорит господин Назаренко. Кроме того, по данным Госстата, снижается импорт проката черных металлов, каменного угля, удобрений, лекарств.

На показатель экспорта повлияло снижение поставок железнодорожных и трамвайных вагонов на 82% или $879,6 млн, удобрений ‒ на 50,3 или почти на $475 млн, труб из чугуна и черных металлов ‒ на 32,8% или $382 млн, кокса ‒ на 43,2% или $131 млн и сыров ‒ на более чем 50% или $114,4 млн. В частности, продолжается снижение внешнеторговых операций со странами СНГ ‒ экспорт с начала года снизился на 25,1%, до более 10,9 млрд, импорт – на 38,9%, до 12,8 млрд. Только с Россией оборот сократился на 39,2% и более чем на 66% соответственно. Экспортные потери с СНГ Украина пытается покрыть за счет выхода на новые рынки сбыта. Например, с начала года в страны ЕС экспортировано на 14,3% больше, чем в январе-августе 2013 года. Только в августе объем поставок украинской продукции на европейский рынок увеличился почти на 11%. Кроме того, Украина активно наращивает торговлю с Африкой. За восемь месяцев экспортные поставки в Джибути выросли в 264 раза, в Гондурас ‒ в 224 раза и в Сомали ‒ в 162 раза.

По мнению старшего экономиста Международного центра перспективных исследований Владимира Поворозника, до конца года позитивное сальдо внешнеторгового баланса будет увеличиваться, однако это сомнительное улучшение. «Положительное сальдо увеличивается из-за того, что объемы импорта сокращаются быстрее, чем объемы экспорта. Это обусловлено падением платежеспособности по импорту на фоне девальвации гривны»,‒ поясняет эксперт. При этом, добавляет он, экспорт в страны ЕС, осуществляемый на льготных условиях, не перекроет отрицательного эффекта от сокращения поставок в Россию из-за торговых ограничений со стороны РФ.

В то же время руководитель аналитического департамента компании SP Advisors Виталий Ваврищук уверен, что сохранится и рост украинского экспорта в страны ЕС. «Этот рынок открыт. Конечно, мы не сможем продавать в ЕС продукцию машиностроения, которая шла в Россию, но если говорить о пищевой промышленности, сельском хозяйстве, металлургии, то я думаю, все производители успешно будут бороться за рынок Европы»,‒ говорит он. Заведующая отделом экономического роста и структурных изменений Института экономики и прогнозирования НАНУ Лидия Шинкарук добавляет, что Украина намерена добиваться увеличения квот на беспошлинную поставку сельхозпродукции в ЕС. А российский рынок, куда, в частности, экспортировалась продукция машиностроения, может быть переориентирован на рынки Африки и Азии. «Предприятия машиностроения еще с 2010 года начали переориентацию на новые рынки сбыта. Но это, конечно, не сможет компенсировать потерю российского рынка. В Европе продукция нашего машиностроения неконкурентоспособна, и для ее выхода на рынок ЕС необходима серьезная модернизация. Для закрепления на рынках Азии и Африки потребуется не менее трех-пяти лет»,‒ резюмирует госпожа Шинкарук.

Читайте также

Зерном и пшеном: кто и что стоит за польскими протестами

Проблемы с Евросоюзом польские фермеры пытаются решить за счет Украины

Они возвращаются: как остановить новую блокадную волну на границе Украины и Польши

Требования европейских перевозчиков и фермеров, которые блокировали границу с Украиной пока не выполнены, протесты могут возобновиться

Польские "качели": что происходит на границе

Украина может воспользоваться переговорами о вступлении в ЕС для решения проблемы блокирования границы польскими перевозчиками