США готовы пересмотреть в сторону снижения таможенные пошлины на товары из многих стран мира, для чего проводят с ними переговоры по различным вопросам внешней торговли. Наиболее напряженными остаются отношения Вашингтона с Пекином, хотя и здесь сохраняется надежда на конструктивный диалог. "Апостроф" разбирался, существует ли до сих пор угроза полномасштабной мировой торговый войны, может ли она спровоцировать глобальный экономический кризис, а также как текущие события влияют на финансовое состояние страны-агрессора.
Президент США Дональд Трамп, который 2 апреля объявил о введении заградительных тарифов на импорт практически из всех стран мира, смягчает воинственную риторику и, похоже, склоняется к проведению переговоров как наиболее эффективному способу разрешения проблем, возникших между Соединенными Штатами и их торговыми партнерами.
Напомним, 2 апреля 2025 года Дональд Трамп подписал указ о введении таможенных пошлин на импорт из почти всех стран мира. Исключением стали Куба, Северная Корея, Беларусь и Россия. В Белом доме заявили, что с этими странами США практически не ведут торговлю, что, по крайней мере, в отношении РФ, мягко говоря, не соответствует действительности. Явно понимая это, представители администрации Трампа позже признались, что пошлины на российские товары не вводились, дабы не осложнить и без того непростые переговоры межу Вашингтоном и Москвой, которые касаются, в том числе украинско-российской войны.
Президент США пафосно назвал 2 апреля "Днем освобождения Америки", а также днем возрождения американской промышленности, очевидно, имея в виду то, что заградительные тарифы сделают импортные товары более дорогими, а, значит менее конкурентными на американском рынке по сравнению с местными, что, в свою очередь, должно дать толчок развитию внутреннего промышленного производства в Соединенных Штатах.
Бряцание тарифами
Наиболее распространенная ставка таможенных пошлин, которые США ввели на импорт, - 10%, и она, в том числе, распространяется на товары из Украины.
А вот по отношению к Европейскому Союзу американский президент оказался более суровым – для стран ЕС предусмотрен тариф на уровне 20%.
Жесткие пошлины были введены на товары из стран, так называемых "глобальных фабрик", откуда дешевый ширпотреб распространяется по всему миру, попадая, в том числе и в США. В частности, речь идет о Вьетнаме (тариф 46%), Шри-Ланке (44%), Бангладеш (37%).
Однако главной целью американских заградительных тарифов, безусловно, является Китай. На сегодня общий размер американской пошлины на китайские товары составляет 145%.
Надо сказать, что страны, в отношении которых США ввели торговые барьеры, не стали, что называется, сидеть, сложа руки. Евросоюз заявил, что ответит зеркальными пошлинами на американские товары, а Китай и вовсе не стал откладывать контрмеры на потом, и ввел пошлины на американские товары по ставке 125%. Кроме того, Поднебесная решила отказаться от импорта из США нефти, газа, сельскохозяйственной продукции и серьезных промышленных изделий, таких, например, как самолеты Boeing.
Введение США импортных пошлин и ответные действия на это остального мира вызвали обвал на фондовых рынках, в том числе, в самих Соединенных Штатах. Помимо облигаций и акций подешевели сырьевые товары, в том числе, нефть.
Зато цены на золото начали заметно расти, что можно считать четким индикатором надвигающейся турбулентности и зловещим предвестником глобального финансового кризиса.
Трампу дали по рукам
Ровно через неделю после введения пошлин, 9 апреля, Дональд Трамп объявил о приостановке их действия на 90 дней для большинства стран мира. На этот период установлена ставка тарифа в размере 10%.
Министр финансов США Скотт Бессент в тот же день заявил, что такой шаг изначально был частью президентского плана с целью подтолкнуть торговых партнеров Соединенных Штатов к проведению переговоров. В такую прозорливость Доналда Трампа верится с трудом, но и то хорошо, что он не пошел на дальнейшую эскалацию и сумел разрядить накалившуюся обстановку.
"На основании имеющихся фактов понятно, что Трампа его советники просто заставили это сделать, крупный бизнес надавил на свои рычаги влияния, - сказал в комментарии "Апострофу" координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман.
Рынки, кстати, отреагировали на это решение бурным ростом, и Трамп не был бы Трампом, если бы не записал его себе в заслугу.
Пока же объявленную полуторамесячную паузу США используют для проведения переговоров, и они уже идут с переменным успехом в зависимости от их участников.
Так, например, Вашингтон и Мехико в конце апреля смогли урегулировать споры в сельскохозяйственном секторе, хотя говорить о решении всех проблем двусторонней торговли преждевременно.
Непросто идут переговоры с Европейским Союзом.
Брюссель предлагает обнулить взаимные тарифы, однако Вашингтон пока довольно прохладно воспринимает эту инициативу, сообщил на днях еврокомиссар по финансовым вопросам Валдис Домбровскис.
"Впереди у нас много работы, прежде чем мы придем к конкретным параметрам, которые позволят нам избежать введения тарифов", - цитирует Домбровскиса Reuters.
При этом даже с Китаем США пытаются найти точки соприкосновения. На днях Дональд Трамп заявил, что тариф на китайские товары "снизится существенно". В свою очередь, Пекин без особой огласки начал отменять пошлины на некоторые американские товары, которые представляют критическую важность для китайской экономики – в частности, это фармацевтическая продукция, микрочипы, самолетные двигатели.
Войны не будет?
Означает ли все это, что мировая торговая война, об угрозе которой предостерегали ведущие эксперты, отменяется?
"Я считаю, что администрация Белого дома вообще не настроена на торговые войны, а добивается пересмотра торговых условий с ключевыми торговыми партнерами, - сказал "Апострофу" экономист, бывший член Совета Национального банка Украины Виталий Шапран. - С большинством торговых партнеров США договорятся, проблемным остается только треугольник США-ЕС-КНР".
В связи с этим эксперт считает риск полноценной торговой войны минимальным.
"Первая мировая торговая война откладывается, а вот напряженность в треугольнике США-ЕС-КНР может иметь определенную динамику, двигатель которой на 99% политический", - заявил он.
При этом отношения США с Евросоюзом будут намного лучше, чем их отношения с Китаем.
Олег Гетман считает, что Вашингтон и Брюссель, смогут, в конце концов, договориться, и, если тарифы останутся на уровне 10% и даже 20%, это устроит обе стороны.
"Если ситуация останется приблизительно такой, как сейчас, то она абсолютно приемлема и для Америки, и для других стран мира. Кроме Китая. Что будет с Китаем, никто предсказать не может, здесь могут быть любые сценарии, - говорит эксперт. - Но для Китая это даже полезно – охладиться в своих амбициях".
Впрочем, возможно, Трампу удастся договориться даже с Пекином.
"Позиция администрации Трампа в отношении Китая может быть смягчена при желании КНР вести диалог, - говорит Виталий Шапран. – Пока что такого желания не ощущается, хотя снижение в три-четыре раза китайского экспорта в США может существенно повлиять на экономику КНР".
Кризис в отдельной взятой стране
Экономика Поднебесной уже сейчас испытывает определенные трудности, и дополнительные торговые барьеры, даже, если в конечном итоге они окажутся относительно небольшими, только усугубят проблемы.
Не в лучшем положении находится и экономика Евросоюза, а ограничение экспорта в США - особенно это касается крупнейшей европейской страны Германии – увеличит риск рецессии в ЕС в целом.
Ну и, наконец, сами США из-за действий своего президента могут столкнуться с ускоренным ростом цен, а также пусть и временным дефицитом некоторых товаров, которые импортируются из других стран мира.
Вызовет ли это новый мировой финансовый кризис как в 2008 или 2020 году?
Такой риск, безусловно, есть.
"Но даже в сценарии достаточно жестоких торговых войн сложно было бы ситуацию назвать глобальным экономическим кризисом - это, скорее, была бы рецессия, в которой крупнейшие экономики вместо 4% росли бы на 1%, - говорит Олег Гетман. - Ничего катастрофического в этом нет, а для нас это даже хорошо, потому что цена на нефть значительно упадет, и агрессор будет получать меньше доходов".
Ожидаемое ослабление Китая в свете его тарифного противостояния с США также зацепит те страны, которые плотно завязаны на торговлю с Поднебесной, и Россия, безусловно, одна из них.
Кроме того, даже независимо от того, что будет происходить с Китаем, в РФ с конца 2024 года наблюдаются признаки экономического спада, который там начинают признавать уже и на официальном уровне.
И, наконец, похоже, что мир входит в цикл низких цен на нефть, который продлится какое-то время, даже если удастся избежать глобальной рецессии. Российские аналитики не исключают, что в ближайшее время нефтяные котировки обвалятся до 20-30 долларов за баррель, однако цены в коридоре 40-50 долларов также вполне способны подорвать финансовое положение РФ.
Кто знает – не по этой ли причине Кремль заявляет о готовности к прямым переговорам с Киевом? Хотя, как показывает опыт, верить России в чем-либо очень и очень рискованно.