RU  UA

пятница, 8 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 44.10
НБУ:USD  41.00
Энергетика

Сложности для "газопровода Путина" в Европе: в чем бонусы для Украины

"Северный поток-2" могут вывести из-под действия правил ЕС

"Северный поток-2" могут вывести из-под действия правил ЕС Фото: EPA

Европейский парламент утвердил обновленную газовую директиву ЕС, согласно которой на российский газопровод "Северный поток-2", который прокладывается в обход Украины, будет распространяться европейское энергетическое законодательство. Так, "Газпром" или подконтрольная ему компания, не сможет быть оператором этого газопровода, к тому же российский монополист должен будет допустить к "трубе" других поставщиков газа. "Апостроф" разбирался, как новые европейские правила повлияют на "газопровод Путина", и сохранится ли транзит газа через Украину, начиная с 2020 года, когда между нашей страной и РФ прекратит действовать транзитный контракт.

Европейский парламент на минувшей неделе одобрил обновленную газовую директиву Евросоюза, которая распространяет действие европейского законодательства на морские газопроводы, идущие из стран, не входящих в ЕС, в частности, на "Северный поток-2", по которому Россия собирается поставлять газ в Европу в ущерб транзиту через Украину.

Обновленная газовая директива создает определенные трудности для России. Во-первых, "Газпром" или даже подконтрольная ему компания, не сможет быть оператором "Северного потока-2", так как по европейскому законодательству одна и та же компания не может быть собственником газа и его поставщиком. Кроме того, газопровод должен стать доступным для других поставщиков, что сделать крайне сложно, так как в России лишь "Газпром" имеет право на газовый экспорт.

Хитрая игра Германии

По словам президента Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаила Гончара, решение Европарламента, в принципе, имеет определенные позитивные моменты для нашей страны, поскольку обновленная газовая директива усложняет "Газпрому" жизнь и, прежде всего, реализацию "Северного потока-2". Тем не менее, отметил он в разговоре с "Апострофом", ЕС так и не смог помешать осуществлению этого российского проекта.

Эксперт также не исключил, что Германия, как страна ЕС, на территорию которой зайдет "Северный поток-2", попытается вывести этот газопровод из-под действия директивы (такое исключение должно быть согласовано с Еврокомиссией, - "Апостроф"), и, учитывая влияние этой страны в ЕС, это вполне вероятно. "Можем быть уверенными, что не мытьем, так катаньем, рано или поздно, они проведут через механизм исключения оптимальный для "Газпрома" и его европейских, в том числе немецких партнеров, режим его использования", - заявил Гончар. Он добавил, что подобное произошло с европейским газопроводом OPAL, который принимает топливо из действующего на сегодня "Северного потока".

Похожее мнение в комментарии изданию высказал директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко: "Это - такая достаточно хитрая игра немецких политиков, которые хотят замаскировать свои интересы под изменение газовой директивы, что вроде бы они пошли на определенный компромисс по этому проекту со странами Восточной и Центральной Европы, но, на самом деле, я думаю, что немецкий регулятор сможет согласовать этот проект с интересами своего бизнеса, и так как Германия имеет большое влияние в Еврокомиссии, для них это не будет большой проблемой".

По его словам, несмотря на то, что бюрократические процедуры, связанные с функционированием "Северного потока-2", усложнятся в свете действия обновленной газовой директивы, ничего в этом проекте по сути не изменится. "Мне кажется, не нужно здесь ждать какого-то чуда, что немецкий регулятор и Еврокомиссия заморозят этот проект", - резюмировал Омельченко.

Пять лет в запасе

Решение Европарламента по газовой директиве вряд ли скажется на сроках сдачи "Северного потока-2", который "Газпром" хочет достроить до конца текущего года, считает Владимир Омельченко.

Однако, даже если "Северный поток-2" будет сдан вовремя, поставляемый по нему газ должен попасть в наземные трубопроводы на территории Германии. Речь, в первую очередь, о газопроводе EUGAL, который сейчас строится параллельно OPAL. "Однозначно, это будет продолжаться в следующем году и может до 2021 года затянуться", - сказал в комментарии "Апострофу" эксперт программы "Энергетика" аналитического центра "Украинский институт будущего" Андриан Прокип.

Строительная площадка Европейского газопровода (EUGAL) в Лубмине, Германия Фото: EPA

Кроме того, по его словам, заполнение "Северного потока-2" газом после его запуска будет происходить постепенно. "Это не будет в один момент. Трейдеры будут перезаключать контракты на новые маршруты поставок, и наращивание мощностей до максимума может занять 4-5 лет", - сказал Андриан Прокип, отметив, что так было и с первой очередью "Северного потока", который запустили в 2011 году.

Без контракта

Украино-российский контракт на транзит газа, подписанный в 2009 году, действует до конца 2019 года. Стороны при посредничестве Евросоюза ведут переговоры по новому соглашению, но пока без особого успеха. Россия предлагает продлить действие нынешнего контракта, с другой стороны, Москва не хочет двигаться в направлении нового контракта, пока не будет решен вопрос о споре в Стокгольмском арбитраже, по решению которого "Газпром" должен выплатить НАК "Нафтогаз Украины" 2,56 миллиарда долларов.

Владимир Омельченко подчеркивает, что Украине невыгодно продлевать действующий транзитный контракт. "Нам нужно действовать на опережение, а не ждать, когда зимой "Газпром" прижмет нас стенке", - говорит он.

Как отмечает Андриан Прокип, сейчас достаточно сложно говорить о перспективах более-менее выгодного для Украины транзитного контракта. "У нас есть этот бонусный период, когда "Северный поток-2" строится, и Украина является критическим транзитером. С другой стороны, мы не можем себе позволить откровенный шантаж, например, что с 1 января [2020 года] мы перекрываем трубу, потому что это может сыграть против нас, так как Украина является подписантом Европейской энергетической хартии. Теоретически, шансы воспользоваться этим бонусным периодом есть, но делать какие-то прогнозы, насколько мы используем этот шанс, очень сложно", - заявил эксперт.

Нет оператора - нет транзита

Андриан Прокип считает, что Украина сможет на некоторое время сохранить газовый транзит. "В течение 5 лет у нас будет транзит. Будет падение объемов, это будет происходить постепенно (в 2018 году транзит газа через Украину составил 86,8 миллиарда кубометров, транспортировка на уровне менее 40 миллиардов кубов считается нерентабельной, - "Апостроф"). Что будет после этого периода, - это зависит о того, как будут развиваться события со стороны Украины – сделаем ли мы нормально анбандлинг и наведем ли мы контакты с европейским компаниями, с которыми создадим консорциум (по управлению газотранспортной системой Украины). И, если мы это сделаем, тогда возможна уже конкуренция по цене", - сказал эксперт.

в 2018 году транзит газа через Украину составил 86,8 миллиарда кубометров Фото: EPA

Владимир Омельченко также связывает продолжение транзита через Украину с анбандлингом, то есть с выделением транспортировки газа в отдельное направление бизнеса и созданием сертифицированного оператора газотранспортной системы (ГТС). По его словам, нужно, чтобы появился системный оператор ГТС, и чтобы этот оператор соответствовал европейскому законодательству, в частности, "Третьему энергетическому пакету". "А пока нет субъекта, который способен вести переговоры и подписывать контракт с "Газпромом" или другой компанией", - добавил он.

Однако далеко не факт, что российская сторона сохранит транзит через украинскую территорию, начиная с 2020 года, особенно, если к тому времени стороны не выйдут на нового транзитное соглашение. Ранее "Апостроф" писал, ссылаясь на собственные источники, что "Газпром" планирует полностью прекратить поставки газа в Европу через нашу страну.

Кнут и пряник

Михаил Гончар также не исключает такой сценарий. По его словам, скорее всего, Россия с января 2020 года проведет эксперимент и посмотрит, как это получится, с точки зрения прекращения транзита через нашу ГТС. Параллельно, считает эксперт, РФ будет демонстрировать "добрую волю" в плане сотрудничества с Украиной по газовым вопросам. Примером такого поведения он назвал недавний вызов в Москву бывшего министра энергетики Украины, а ныне - оппозиционного нардепа Юрия Бойко, который в первом туре президентских выборов 31 марта занял четвертое место, а также кума президента РФ Владимира Путина Виктора Медведчука. В ходе их встречи с российским премьером Дмитрием Медведевым и главой "Газпрома" Алексеем Миллером 22 марта "обсуждалось" сотрудничество двух стран в газовой сфере. "Это будет механизм мягкого принуждения, учитывая, что у нас происходит переформатирование власти – сейчас президентской, а затем – парламента и, соответственно, правительства, они будут стараться показать свой "конструктивный" подход и продавить нужный для них вариант. И здесь немецкие товарищи будут им подспорьем", - заявил Гончар.

При этом он не исключил, что время от времени "Газпром" будет возобновлять транзит через нашу страну. "Ставка "Газпрома" делается на хаотизацию газового трафика через Украину. Это будет делаться с прицелом на то, чтобы, так или иначе, вынудить европейскую сторону предоставить благоприятный режим для выхода на полную проектную мощность "Северного потока-2" и второй нитки "Турецкого потока" (которая, по задумке РФ, должна быть продлена в Европу, - "Апостроф")", - резюмировал эксперт.

Читайте также

Украина увеличит импорт электроэнергии из ЕС: удастся ли обойтись без отключений света зимой?

Увеличение импорта электроэнергии из Европейского Союза не устранит риск отключений в зимний период

"При минус 10-15 градусах больше двух-трех суток у нас гарантировано будут отключения света". Интервью с советнико премьер-министра Украины

Энергетика Украины в целом готова к отопительному сезону, но не исключены сложности, в том числе, отключения света

В Украине выросли акцизы на горючее: как отреагируют цены на бензин, дизель и автогаз

Из-за повышения акцизов в Украине подорожал только автогаз, если мировые котировки нефти упадут, цены на бензин и дизель снизятся