Европейский Союз, начиная с декабря, увеличит для Украины лимит на импорт электроэнергии, что должно сыграть свою позитивную роль в стабилизации нашей энергетической системы и уменьшении дефицита энергомощностей. "Апостроф" выяснял, позволит ли это также исключить возможность отключений света во время зимних холодов.
Европейский Союз расширил возможности для импорта Украиной электроэнергии на случай возникновения дефицита в энергосистеме нашей страны во время холодов.
"С 1 декабря максимальная мощность для импорта электрической энергии из стран ЕС будет увеличена с текущих 1,7 до 2,1 гигаватта. Это повысит устойчивость украинской энергосистемы в условиях преступных российских обстрелов и разрушений инфраструктуры", - цитирует министра энергетики Украины Германа Галущенко официальный телеграмм-канал Минэнерго.
Кроме того, предстоящей зимой Украина может рассчитывать на гарантированные 250 мегаватт мощности перетоков из стран ЕС в режиме аварийной помощи.
Импорт-экспорт
Объединение украинской и европейской континентальной энергетических систем произошло в марте 2022 года, вскоре после российского вторжения. Раньше наша энергетическая система работала синхронно с российской и белорусской энергосистемами, но в 2021 году был проведен эксперимент по осуществлению ее автономной работы, который оказался вполне успешным. Включение отечественной энергосистемы в общеевропейскую сесть ENTSO-E ожидалось до конца 2022 года, но большая война ускорила этот процесс, и две системы заработали синхронно уже в марте того же года.
Синхронизация работы энергосистем существенно облегчило, как импорт, так и экспорт электроэнергии, причем именно экспорт поначалу рассматривался как более перспективное направление двустороннего сотрудничества в этой сфере.
До большой войны Украина редко сталкивалась с дефицитом электроэнергии, который легко покрывался за счет перетоков в рамках аварийной помощи (что не подпадает под определение импорта). В большинстве же случаев речь шла о продаже в Европу избыточных объемов электроэнергии, и в 2022-2023 годах наша страна, даже несмотря на утрату контроля за временно оккупированной Запорожской АЭС, осуществляла ее экспорт в ЕС. Однако в нынешнем году ситуация изменилась кардинальным образом в связи с уничтожением и повреждением вражескими обстрелами значительного количества генерирующих и других энергетических мощностей, и наша страна из экспортера электроэнергии превратилась в ее импортера.
Следует отметить, что даже в нынешнем году нам удавалось иногда осуществлять экспорт электроэнергии в страны Евросоюза в небольших объемах, но тенденция все равно оставалась прежней – часть дефицита энергомощностей мы покрывали, и покрываем, за счет европейского импорта.
Однако возможности получать электроэнергию от наших европейских партнеров далеко не безграничны. Лишь в конце прошлого года Украине удалось добиться повышения лимита на импорт с 1,2 гигаватта до 1,7 гигаватта. Фактически, весь текущий год продолжались переговоры о дальнейшем увеличении лимита, и, как видим, они увенчались успехом – нынешней зимой он будет повышен до 2,1 гигаватта.
Ранее директор энергетических программ "Центра Разумкова" Владимир Омельченко высказывал мнение о том, что лимит на импорт из ЕС должен быть увеличен до 2,5 гигаватта.
"Но 2,5 гигаватта – это была программа максимум. И то, что они еще 250 мегаватт могут нам дать в качестве аварийной помощи, то почти столько и выходит", - сказал он "Апострофу", комментируя нынешнюю договоренность с Евросоюзом.
С дефицитом, или без?
В связи с утратой большого количества мощностей энергогенерации в результате вражеских ракетно-дроновых обстрелов импорт электроэнергии рассматривался властями как важный источник покрытия дефицита в системе. Однако решит ли он наши проблемы с энергоснабжением будущей зимой? Удастся ли благодаря увеличению объемов импорта электроэнергии обойтись без отключений электричества?
К сожалению, однозначно утвердительные ответы на эти вопросы дать нельзя.
Оговоримся для ясности, что все опрошенные "Апострофом" эксперты положительно оценивают решение об увеличении лимита на импорт электроэнергии из ЕС и приветствуют его.
"Это хорошая новость, и это нам может очень серьезно помочь зимой в условиях дефицита мощностей", - говорит Владимир Омельченко.
Но, безусловно, не стоит рассчитывать на то, что европейский импорт решит все наши проблемы с энергоснабжением.
"Частично это решит вопрос (дефицита энергомощностей), но точно не сможет концептуально изменить ситуацию, - объясняет в разговоре с изданием глава "Союза потребителей коммунальных услуг" Олег Попенко. - Частично нас это спасет. Но это не спасет нас при сильных морозах минус 10-15 градусов на протяжении пяти-семи дней".
Есть также ряд технических моментов, которые могут уменьшить позитивный эффект увеличения лимита на импорт электроэнергии из ЕС.
"У меня есть определенные сомнения в реалистичности всего этого, поскольку существуют организационные ограничения, которые не позволяют обеспечить весь этот объем на протяжении всех суток, - заявил изданию руководитель специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. - Можно надеяться, что в отдельные часы будет 2,1 (гигаватта), но не на протяжении 24 часов".
Успешность импорта, помимо прочего, будет зависеть от расторопности правительства и энергорегулятора – Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Речь идет об установлении предельных цен (так называемых прайс-кэпов) на спотовых рынках электроэнергии – в частности, на рынке "на сутки вперед" и на внутрисуточном рынке.
"Если прайс-кэпы оставят на том же уровне, коммерчески будет невыгодно использовать эту квоту (на импорт электроэнергии из ЕС), и она не будет выбрана в те моменты, когда будет дефицит мощностей, что может привести к очередной волне плановых отключений", - объясняет Владимир Омельченко.
Фактор ПВО
Еще одна важная проблема, связанная с импортом электроэнергии из Европы, - сложность ее передачи с запада на восток страны.
"Даже если мы увеличим объем импорта, передать эту электроэнергию из одной части страны в другую (с запада на восток) нам будет очень и очень сложно, потому что россияне постоянно бьют по нашей системе передачи, по сетям, трансформаторным подстанциям, и это нивелирует те договоренности, которые у нас есть с Европейским Союзом", - говорит Олег Попенко.
А это значит, что, как и раньше, очень многое будет зависеть от результативности, с одной стороны, вражеских обстрелов, а с другой, - нашей защиты объектов критической инфраструктуры.
"Основной фактор, который будет влиять на стабильность работы энергетической системы, - это военный фактор: насколько велик у России потенциал обстреливать нашу энергетическую инфраструктуру, и насколько мы способны ее защитить, в том числе, с помощью противовоздушной обороной, инженерных сооружений, а также насколько значительный у нас резервный запас оборудования, - говорит Владимир Омельченко. - Все остальные факторы (в том числе, импорт) – второстепенные. Если врагу удастся уничтожить какие-то крупные электростанции, это (импорт) может особо и не помочь".
На днях издание The Financial Times сообщило со ссылкой на источники, что Украина и РФ ведут переговоры о взаимном прекращении нанесения ударов по объектам энергетической инфраструктуры, и это дает некоторую надежду на то, что предстоящая зима пройдет без блэкаутов. Впрочем, доверять России – весьма наивно, к тому же официальный Кремль опроверг эту информацию.
Поэтому как и раньше нам нужно рассчитывать на самих себя и на точность нашей ПВО. А за помощь наших зарубежных, в частности, европейских партнеров, мы, конечно же, искренне благодарны.