Накануне выборов в Верховную раду депутаты все-таки решились сделать первый шаг к открытию информации о конечных собственниках компаний и владельцах недвижимости. По оценкам парламентариев, новые нормы могут коснуться 1-2% украинцев и фактически сделают невозможными попытки скрыть реальных бенефициариев. Депутаты планируют принять законопроект в целом через неделю, однако эксперты и юристы уже считают предложенный документ декларативным ‒ проверить достоверность публикуемой информации не будет никакой возможности. Более того, нормы законопроекта открывают дорогу криминалитету к разного рода махинациям.
Откройтесь все
Верховная рада поддержала в первом чтении правительственный законопроект № 5114, нормы которого дают возможность определять конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей. За него проголосовали 247 депутатов. Кроме того, было принято решение подготовить документ ко второму чтению по сокращенной процедуре ‒ Верховная рада планирует принять его в целом уже 14 октября. Он является одним из пяти законопроектов из правительственного антикоррупционного пакета реформ. По словам министра юстиции Павла Петренко, который представлял законопроекты в сессионном зале, нормы разработаны с учетом рекомендаций экспертов Совета Европы, американских специалистов и на основании директив ЕС о замораживании и конфискации доходов, полученных преступным путем.
Правительство предложило полностью изменить порядок внесения информации о юрлицах в единый государственный реестр. Если сейчас достаточно лишь данных о перечне учредителей, стране резидентства, местонахождении, то по новым требованиям придется информировать о конечном бенефициаре с указанием, помимо фамилии и имени, серии и номера паспорта, структуры собственности учредителей. Последнее требование не будет распространяться на политические партии, творческие и адвокатские объединения, торгово-промышленные палаты. За нарушение требований о предоставлении данных о конечном выгодоприобретателе в отношении юрлиц будут предусмотрены штрафные санкции в размере 1-3 тыс. необлагаемых минимумов (17-51 тыс. грн) или общественные работы на срок от 160 до 240 часов.
Кроме того, парламент поддержал норму об открытии доступа к информации о госрегистрации прав и их отягощений из госреестра прав. Все данные, говорится в законопроекте, будут открытыми и общедоступными. Такая информация считается официальной. Сейчас такие данные могут получать, в частности, только собственники недвижимости или уполномоченные ими лица, наследники, нотариусы, банки при осуществлении операций с ипотекой. Господин Петренко отметил, что нормы законопроекта фактически исключают возможность сокрытия реальных собственников субъектов предпринимательской деятельности через фиктивные предприятия, офшорные компании. По оценкам депутатов, реализация документа на практике может коснуться 1-2% украинских граждан.
Процент пиара
Напомним, что это не первая попытка парламента открыть доступ к госреестру имущественных прав. Предлагаемые законопроекты либо снимались с рассмотрения в сессионном зале, либо не проходили процедуру второго чтения. Заместитель главы парламентского комитета по вопросам экономической политики Ксения Ляпина и сейчас опасается, что нормы могут попытаться исключить ко второму чтению. «Все же видели, что не было драйва у депутатов голосовать законопроект в целом. Поэтому есть основания считать, что депутаты попытаются каким-то образом нивелировать главную идею, то есть открытие реестра. Но тогда не будет смысла голосовать за законопроект,‒ говорит она.‒ Эти нормы дают возможность не только государственного, но и общественного контроля. Реестры должны быть открыты не только для прокурора, но и по запросу любого гражданина, общественной организации, журналиста».
Директор компании по обслуживанию инвестиций Investment Service Ukraine, адвокат Иван Герасименко также сомневается, что закон будет принят в предложенном виде, так как правительство подало его в последний месяц своей работы, а с избранием нового состава Верховной рады Кабмин уйдет в отставку. «Присутствует большой процент политического пиара ‒ стремление показать населению свое большое желание раскрыть собственников украинского бизнеса»,‒ уточняет он. Кроме того, юристы скептически оценивают нормы законопроекта. По мнению партнера юрфирмы «Василь Кисиль и партнеры» Натальи Доценко-Билоус, документ пока что абсолютно нерабочий, носит декларативный характер и даже не соответствует европейской практике. Она отмечает, что проверить достоверность информации, включенной в единый госреестр, практически невозможно. «Как правило, между бенефициаром и номинальным директором заключается договор о конфиденциальности. Кроме того, во многих юрисдикциях есть свои особенности ведения учета ведения прав собственности, и не предполагается какого-то централизованного учета, только аудитор может знать конечного собственника»,‒ поясняет госпожа Доценко-Билоус.
Например, по ее словам, В Панаме или Белизе такие правила не предусмотрены, в то время как на Кипре соответствующий учет ведется, поэтому юрист не исключает, что следствием реализации норм может стать перерегистрация бизнеса. «Те, кто желает скрыть свою связь с бизнесом, смогут и в дальнейшем это делать. Один из вариантов: указать бенефициаром бизнеса номинального собственника, например, кипрскую компанию. Доказать обратное будет практически невозможно, так как потребуется найти этого человека и заставить его признаться, что он не бенефициар. А за отдельную плату, думаю, он с радостью назовет себя собственником многих бизнесов»,‒ добавляет Иван Герасименко. Кроме того, он считает маловероятной возможность привлечения к ответственности за непредоставление информации или подачу недостоверных данных о конечном собственнике, ведь доказать наличие умысла в действиях директора компании невозможно, поскольку он может и не знать, кто является конечным бенефициаром бизнеса.
Кроме того, эксперты указывают и на ряд рисков. По мнению главы наблюдательного совета «Интегра-Холдинг» (владеет элитным жилым комплексом PecherSKY) Петра Слипца, прежде чем открывать доступ к реестрам, в Украине следует провести судебную реформу. В противном случае, не исключены злоупотребления. «Например, по решениям, принятым судьями в восточном регионе. Решения могут приниматься совершенно по надуманным причинам, и человек может спокойно выиграть суд и получить квартиру»,‒ говорит господин Слипец. С ним соглашается и директора по развитию компании «Стокман» Сергей Овчинников ‒ доступ к информации открывает дорогу криминалитету для махинаций, в частности, подделки документов. Открытые данные можно использовать и как способ давления на бизнес или конкретное физическое лицо, считает Наталья Доценко-Билоус. «Назывались такие риски ‒ в зоне АТО террористы требуют переписать собственность. И если реестры будут открыты, то мы как бы дадим террористам возможность получать информацию,‒ рассказывает Ксения Ляпина.‒ Да, есть такой риск, но проблема должна решаться другим образом. На территории АТО можно ввести ограничения на открытие реестра.