Министерство экономического развития и торговли намерено вновь использовать механизм электронных аукционов на понижение цены в процедурах госзакупок. Эксперты отмечают ‒ несмотря на то, что этот инструмент является эффективным и способствует борьбе с коррупцией, его некорректное применение чревато отрицательными последствиями для всей системы конкурсных торгов.
Согласно тексту законопроекта «О внесении изменений в закон “Об осуществлении госзакупок”», размещенного на сайте Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), государству намерены предложить ввести в профильное законодательство понятие «электронный аукцион». Его суть, по мнению разработчиков законопроекта, будет состоять в поэтапном снижении цен предложений конкурсных торгов путем использования электронных средств. Для проведения электронных аукционов стартовой ценой считается наименьшая цена, предложенная участниками торгов. При этом размер шага торгов и конкретный портал, на котором они будут проводиться, в законопроекте не указаны. Предполагается, что оба этих параметра будут опубликованы параллельно с объявлением аукциона.
Напомним, в марте этого года МЭРТ еще под руководством Павла Шереметы уже вносил изменения в закон о госзакупках. При этом, одним из изменений было исключение электронного аукциона из доступных механизмов электронных торгов. Тогда в МЭРТ сочли этот тип торгов неэффективным, и на тот момент они так массово и не проводились.
Координатор общественного партнерства «За честные госзакупки» Алла Волошина отмечает, что сам факт того, что МЭРТ создает правовую базу для электронных госзакупок, уже является положительным. «Эти инициативы разрабатываются в тесном сотрудничестве с общественными организациями и бизнесом. Кроме того, положительным фактором является то, что министерство в рамках этих инициатив сначала предлагает пилотный проект для тестирования и лишь потом масштабирует его на весь рынок госзакупок»,‒ отмечает госпожа Волошина. По ее словам, сам по себе электронный аукцион является вполне уместным инструментом, способствующим снижению коррупции, а также проверенным практикой, в том числе ‒ на постсоветском пространстве. «Само собой, применение только одного инструмента не даст серьезного результата, но если разработать комплекс подобных мер, то ожидания, возложенные на них, будут оправданы»,‒ считает Алла Волошина.
Вместе с тем, заместитель руководитель проекта «Гармонизация систем конкуренции и госзакупок в Украине по стандартам ЕС» Валентин Деревянкин добавляет, что электронные аукционы ‒ как этап или часть процедуры госзакупок ‒ вполне возможны. «Если это просто элемент глобальной системы, то с точки зрения имплементации стандартов ЕС аукционы могут иметь место. Но если они становятся ядром процедуры, то это уже перестает соответствовать директивам ЕС»,‒ говорит господин Деревянкин. По его словам, электронные торги, где единственным сравнительным параметром закупки является цена, могут применяться только для некоторых идентичных видов товаров. В остальных же случаях, считает эксперт, нельзя допускать, чтобы такой вид конкурсов распространялся на все электронные закупки в целом. «Согласно тем проектам, которые я видел, у МЭРТ есть желание выдать электронные аукционы за все электронные закупки в целом. Позиция европейских экспертов заключается в том, что это ‒ более широкое понятие»,‒ поясняет господин Деревянкин.
Кроме того, считает он, необходимо создать определенный ряд ограничений, то есть прописать конкретные случаи, при которых может применяться этот механизм. «Аукцион должен быть добровольной процедурой, и возможность его проведения должен определять сам заказчик. Если же его использование будет насаждаться в обязательном порядке, то это будет крайне ошибочной методикой»,‒ резюмирует господин Деревянкин.