RU  UA

пятница, 15 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Регуляторная политика

Госзакупкам предложили перемены

Кабмин форсирует принятие изменений к тендерному законодательству

 Кабмин форсирует принятие изменений к тендерному законодательству Айварас Абромавичус решился на внедрение системы электронных закупок Фото: УНИАН

Правительство Арсения Яценюка наконец-то решилось на внедрение системы электронных закупок, а ведь еще весной по инициативе его Кабинета эта норма была исключена из законодательства. Электронные торги могут начать работать уже с 1 июля, и победителем в них станет участник, предложивший наименьшую цену. Под такой режим торгов попадут закупки товаров, работ и услуг в объеме до 2 млн грн. По оценкам Минэкономразвития, это поможет сэкономить до 20% бюджетных денег.

Вчера Кабинет министров, как и обещал, внес на рассмотрение парламента пакет законопроектов, предусматривающих изменения в разные сферы госрегулирования. В частности, второй раз в течение года правительство предлагает реформировать систему госзакупок путем внедрения новой процедуры электронных реверсивных торгов. Если еще весной по инициативе первого состава Кабмина Арсения Яценюка возможность проведения электронных торгов была исключена из законодательства, то нынешний законопроект №1551 предполагает реанимирование этого механизма. Как ранее сообщал А’, обсуждение этого документа разработчик ‒ Минэкономразвития ‒ начал еще 4 декабря.

По мнению МЭРТ, принятие предложенных правок даст возможность обеспечить дальнейшее развитие механизма электронных госзакупок и приблизит украинское законодательство к европейским стандартам. С 1 июля 2015 года применение такого вида аукционов станет обязательным для ряда товаров, работ и услуг, стоимость которых не превышает 2 млн грн. С заказчиками и списком товаров еще должно будет определиться правительство. Согласно законопроекту, основным критерием оценки предложений участников торгов будет служить цена ‒ у кого она будет наименьшей, тот и станет победителем торгов. Однако в случае, если участник госзакупок смог обеспечить минимальную стоимость, но его товаров или услуга не соответствуют требованиям качества, его предложение будет снято с торгов. Сам аукцион планируется проводить on-line, в режиме реального времени, а доступ к нему будет обеспечен всем участникам. Кроме того, после завершения конкурса, информация о предложениях всех его участников будет раскрыта для всеобщего доступа. Как заявил в эфире ICTV министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус, такая система позволит сэкономить 20% бюджетных средств. Общий объем госзакупок, по его словам, составляет $10 млрд.

Кроме того, правительственный документ предусматривает и усовершенствование процедур госзакупок в целом. В частности, предложено повысить порог стоимости закупки товаров и услуг со 100 тыс. грн до 200 тыс. грн. Для закупки работ порог остается прежним ‒1 млн грн. Также уточняется порядок оспаривания торгов как одной из «острых проблем блокирования процедуры закупки путем подачи жалоб в орган оспаривания (АМКУ.‒ А’)». Если сейчас все жалобы, касающиеся документации аукционов, могут подаваться в любой срок после обнародования объявления о торгах, то правительство предлагает ввести 5-дневное ограничение. Среди прочего, планируется отменить и возможность бесплатного опубликования на сайте уполномоченного в сфере госзакупок органа ‒ МЭРТ ‒ годового плана торгов и изменений в него.

«Меня смущает в нем норма, предполагающая оплату заказчиками размещения информации о тендере на портале госзакупок. По моему мнению, портал должен финансироваться напрямую государством»,‒ говорит эксперт по вопросам госзакупок проекта ЕС Александр Шатковский. Однако в существующем сейчас виде законопроект имеет право на жизнь, добавляет он, поскольку МЭРТ все-таки учел основные требования и рекомендации по доработке законопроекта. «Не слишком хорошо то, что он принимается в таком авральном режиме, однако в целом документ достаточно неплохой. Впрочем, насколько эффективно он будет работать – посмотрим после принятия его парламентом»,‒ отмечает господин Шатковский. В то же время, чтобы законодательство об электронных госзакупках начало эффективно работать, правительству необходимо будет принять еще ряд подзаконных актов. Напомним, что режим электронных торгов, принятый еще при прошлой власти, должен был заработать в конце 2013 года. Однако из-за того, что правительство все никак не могло определиться с перечнем товаров, подпадающих под эту норму, а также с электронными площадками, проведение таких торгов фактически было заблокировано.

Следует отметить, что параллельно с внесением законопроекта в парламент, вчера прошла тестовая эксплуатации электронной платформы госзакупок. Она происходила в закрытом режиме. По данным А’, в рамках проекта реформирования системы госзакупок ряд государственных структур ‒ Киевская городская госадминистрация, Львовская областная госадминистрация, НАЭК «Энергоатом», Государственное управление делами ‒ решили принять участие в пробном запуске электронной площадки. Тестовый период будет длиться вплоть до января, после чего участники проекта предоставят создателям платформы свои рекомендации и отзывы по работе с ней.

По словам руководителя проекта платформы госзакупок компании Prom.ua (принимает участие в создании системы электронных госзакупок) Андрея Хлякина, основным отличием созданной системы является то, что все торги ведутся через центральную базу данных (ЦБД). Это позволяет подключать к системе сколько угодно платформ для закупок, а также осуществлять обмен данными между ними. «Таким образом, суммируются все возможные участники тендеров, а на самой ЦБД просто осуществляется аукцион»,‒ поясняет господин Хлякин. По его словам, шаг ставки пока определяется для каждого тендера отдельно, однако уже обсуждается вероятность единого шага для всех закупок в размере определенного процента от суммы аукциона.