Правительство выбивается из графика с презентацией новой налоговой реформы, не говоря уже о сроках принятия изменений в Налоговый кодекс (НК). Не имея утвержденной налоговой базы, скорее всего, Кабмин снова затянет подготовку госбюджета на следующий год, который должен быть сформирован на базе нового НК и внесен в парламент до 15 сентября. На сегодняшний день существует несколько вариантов фискальных моделей, которые подготовлены Минфином, народными депутатами и представителями общественных организаций. Изучая эти варианты, правительство держит бизнес в неведении относительно правил игры, к которым следует готовиться с 2016 года.
Говорить о налоговой реформе в приличных компаниях скоро станет дурным тоном. Каждый год наша страна переживает очередную реформаторскую эпопею, сопровождающуюся пересмотром ставок и введением новых налогов и сборов. Нестабильность налогового законодательства остается одним из наиболее тревожащих бизнес факторов, равно как и несоблюдение сроков налоговых нововведений. И непонятно, с кого спросить. Хотя, казалось бы, и в парламенте, и в правительстве прекрасно знают, что срок между принятием изменений и вступлением их в силу не должен быть меньше, чем прописанные в Налоговом кодексе шесть месяцев. На эту норму давно закрыли глаза.
О грядущей налоговой реформе украинцев предупредили еще в марте. После полугода обсуждений проблемных вопросов с бизнесом и экспертами в Минфине взяли паузу. В августе министерство обнародовало некую презентацию своего видения реформы, которое, мягко говоря, неоднозначно восприняли эксперты и бизнес. В документе было мало конкретики и много общих вещей. В Минфине, не переходя к публичной дискуссии, пообещали раскрыть все карты на заседании Национального совета реформ при президенте, которое, к слову, несколько раз откладывалось. В четверг, 3 сентября состоялась презентация правительственного варианта. Параллельно запланирована презентация от депутатов комитета Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики, которые подготовили альтернативный законопроект. Отдельным порядком свои наработки представили общественные организации, члены которых входили в состав целевой команды по налоговой реформе при Минфине.
Чей вариант будет одобрен и, в конце концов, станет основой для реформы — вопрос открытый. Также неясно, сможет ли правительство вложиться в сроки и передать в Раду налоговые правки уже в сентябре, как это изначально предусматривалось. Сложность еще в том, что до 15 сентября Кабмин обязан внести в парламент проект госбюджета, разрабатывать который необходимо на новой фискальной базе. Следовательно, не имея ни то что принятого закона с изменениями в НК, а даже согласованного законопроекта, неясно, на основании чего Минфин будет готовить проект госбюджета на следующий год. И вряд ли через две недели госбюджет будет готов. Правда, регламент позволяет правительству пойти на хитрость, внеся госбюджет в Раду и тут же отозвав его на доработку, что, впрочем, уже успешно практиковал предыдущий состав Кабмина Арсения Яценюка. Если же в ход пойдут такие методы, есть риск, что и бюджетный процесс, и принятие налоговых изменений застопорится вплоть до конца декабря или даже позже. Бизнесу не останется ничего лучшего, кроме как в авральном режиме разбираться в нововведениях.
Нет сомнений, что реформу нельзя провести за полгода, получив сразу и эффект для бюджета, и снизив нагрузку на бизнес. В условиях, в которых находится страна сегодня, это вряд ли удастся и за более длительный период. Но рано или поздно власти должны определиться, зачем нужна реформа — сугубо ради наполнения бюджета или для развития экономики. В радикальную реформу по образцу ряда европейских стран верится с трудом. Хотя бы только потому, что власть не готова рисковать. Хотя в конце прошлого года, когда правительство, несколько месяцев обсуждая снижение ставок Единого социального взноса, в последний момент кардинально пересмотрело подход, предложив применять понижающий коэффициент к ЕСВ и ряд критериев для тех, кто рассчитывает воспользоваться льготами. И стоит отдать должное, в краткосрочной перспективе это оказалось правильным решением. Ведь при росте безработицы, закрытии ряда предприятий на Донбассе бюджет получил бы многомиллиардный недобор. Что же касается долгосрочных показателей, то проблема осталась нерешенной — нагрузка на фонд оплаты труда по-прежнему высокая, и бизнес, как и раньше, не хочет раскрывать реальные зарплаты работников, тем самым минимизируя суммы налогов. Убедить предпринимателей в правильности своих действий властям будет сложнее, чем год назад, когда уровень доверия к правительству был, пожалуй, выше.
Но есть вещи, для изменения которых не требуется ни принятия законов, ни даже согласования между министерствами и ведомствами. За четыре месяца работы нового состава руководства Государственной фискальной службы до сих пор не завершена замена руководящего состава на местах. Особенно много вопросов накопилось к таможенным органам, о чем накануне подтвердил Арсений Яценюк. В присущей ему манере китайских предупреждений глава правительства намекнул на замену руководства в системе таможни. Наверное, не стоит удивляться, если всех собак за несостоявшуюся реформу таможни повесят на Константина Ликарчука, заместителя главы ГФС, отвечающего за это направление. Со стороны, конечно, сложно судить об эффективности работы Ликарчука, не имея под рукой внутренней отчетности ГФС. Премьеру, имеющему доступ к такой информации, наверное, виднее, кого увольнять, а кого премировать. Вот только если кадровые решения правительства не дают необходимый результат, значит, и спрашивать нужно с тех, кто эти решения принимает, усаживая чиновников в кресла. В противном случае поиск козла отпущения так никогда и не закончится, как и само реформирование.