После Революции достоинства слово "реформа" олицетворяло надежды большинства украинцев на положительные изменения. О реформировании страны говорили все, а политики удачно использовали эту тему в своих предвыборных обещаниях. Однако, спустя полтора года, общество так и не дождалось перемен к лучшему. Не явилась исключением и налоговая реформа. Каким же должен быть процесс проведения налоговой реформы, и каких изменений ожидает бизнес?
Для получения ответа на эти вопросы Международный центр перспективных исследований (МЦПИ) провел экспертный опрос на тему "Оценка проведения налоговой реформы". Эксперты назвали следующие основные критерии оценки успешности реформы: толчок для экономического роста (68%), уменьшение налоговой нагрузки на бизнес (56%), устранение коррупционных факторов (48%).
56% участников опроса решили, что налоговая реформа в Украине проходит низкими темпами. По мнению экспертов, основными препятствиями в ее проведении являются неэффективность работы государственных институтов, отсутствие государственной стратегии экономического развития, коррупция и теневая экономика. А первым шагом должно стать реформирование налоговых органов. Результаты опроса также показали, что те государственные решения, которые принимались в конце 2014 года и декларировались как налоговая реформа, по своей сути ничего общего с процессом реформирования не имеют. 52% опрошенных МЦПИ также считают, что налоговая нагрузка на предприятия за последний год выросла, а 44% — что осталась без изменений. А 92% респондентов вообще полагают, что существующий в Украине режим налогообложения препятствует инвестиционной привлекательности. Самыми провальными инициативами государства эксперты назвали введение НДС-счетов с депонированием средств; акциз по розничной торговле; дополнительный импортный сбор; увеличение ставок ренты; промедление с созданием службы финансовых расследований, а также неудачную попытку ввести регистраторы расчетных операций.
Были и успешные инициативы государства. Это сокращение количества налогов и сборов; гармонизация налогового и бухгалтерского учета; введение прогрессивной шкалы налогообложения физлиц; электронное администрирование НДС; изменения по трансфертному ценообразованию, а также мораторий на проведение проверок субъектов хозяйствования.
Опрос еще раз подтвердил, что вместо реформы общество получило очередную имитацию. Залогом успеха в данном случае является партнерство между государством и другими заинтересованными сторонами (стейкхолдерами). Поэтому важнейшей задачей на данном этапе является построение взаимодействия между чиновниками, экспертами и представителями бизнеса. Органы власти должны четко заявлять о своих целях и обеспечивать прозрачную методологию проведения консультаций с заинтересованными сторонами. Кроме того, государство должно предоставлять время для высказывания замечаний и обсуждения предложений. Постоянные консультации со стейкхолдерами помогут минимизировать риски и легитимизовать процесс проведения налоговой реформы. При этом заинтересованные стороны также должны разделять ответственность с государством — не только критиковать, а и конструктивно предлагать. И стоит помнить: успешная налоговая реформа не всегда достигается за один "большой пакет". В данном контексте важна систематическая и кропотливая работа, которую невозможно осуществить в рамках системы "quickwins" (быстрых побед).