В ближайшее время Украину ожидает наплыв бюджетных авиаперевозчиков, в том числе возможен выход на рынок отечественного лоукостера. Какой будет его судьба и чего в связи с этим ждать украинцам, выяснял "Апостроф".
В декабре в Украине будет объявлено о выходе на рынок национальной бюджетной авиакомпании, создание которой ранее анонсировал министр инфраструктуры Владимир Омелян.
Пока неизвестно, когда и по каким маршрутам начнутся полеты украинского лоукостера – профильные власти держат все в строгом секрете и не раскрывают много деталей даже на условиях анонимности. Как сообщил высокопоставленный источник "Апострофа" в Кабмине, "если все пойдет нормально", официальная информация появится в середине декабря (ориентировочно 15 декабря).
Быть или не быть
Тем временем другой национальный авиаперевозчик – авиакомпания "Международные авиалинии Украины" (МАУ) – уже предрекла отечественному лоукостеру провал. Это и не удивительно, так как бюджетный авиаперевозчик может создать ненужную МАУ конкуренцию. Ранее компания подала в суд на Министерство инфраструктуры, которое, по мнению МАУ, оказывало содействие ирландскому лоукостеру Ryanair, решившему покорить украинский рынок. В МАУ заявили, что из-за прихода Ryanair были вынуждены снизить цены на свои полеты, компенсацию за что решили выбить у Мининфраструктуры. Хотя, как известно, Ryanair так и не вышел на украинский рынок.
Вместе с тем у экспертов неоднозначное отношение к будущей авиакомпании. По мнению представителя общественной компании "Европатруль" Вячеслава Коновалова, перспективы у такого перевозчика есть.
"Перспективы есть всегда – была бы политическая воля. Другой вопрос – сколько продержится этот лоукостер. Поскольку есть объективные обстоятельства – экономика", - сказал он в комментарии "Апострофу".
Эксперт пояснил, что в Украине неоправданно дорогое авиационное топливо, которое составляет от 30% до 60% в себестоимости авиаперевозок.
Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава считает, что пока слишком рано делать прогнозы о перспективах такой авиакомпании.
"Мы пока не знаем, кто является акционером. Это только государство или есть частный партнер? Какой парк самолетов, какая стратегия?" – пояснил он изданию.
При этом, по его мнению, тратить бюджетные деньги на такой проект нецелесообразно.
"Это полностью рыночный сегмент, и тратить на это государственные деньги однозначно не надо. Потому что у государства есть более важные вещи, на которые нужно направлять бюджетные деньги. В любом случае авиаперевозки из всех сегментов пассажирских перевозок – самый премиальный. И, соответственно, тратить на него деньги, когда у нас пассажирские железнодорожные перевозки находятся в кризисной ситуации, абсолютно бессмысленно", - заявил Кава.
Куда полетим
Новый бюджетный авиаперевозчик может совершать полеты, как на внутреннем рынке, так и за рубеж.
"Здесь ты зарабатываешь, здесь – теряешь, но, когда они друг друга дополняют, это дает синергию", - сказал Вячеслав Коновалов.
Александр Кава считает, что внутри страны маршруты могут быть между Киевом и Одессой, Львовом, Харьковом, Запорожьем, Днепром.
"По внешним рейсам нужно смотреть, где есть свободные слоты, поскольку авиакомпания не может летать туда, куда она захотела – необходимо, чтобы для такого назначения у государства были свободные слоты", - отметил специалист.
А здесь могут возникнуть проблемы. Одной из них является отсутствие соглашения между Украиной и Европейским Союзом о едином авиационном пространстве, которое неформально называют договором об "открытом небе". По мнению экспертов, такое соглашение в обозримом будущем подписано не будет.
Несмотря на это, украинский рынок пассажирских авиаперевозок оживает, и значительная роль на нем отводится как раз бюджетным компаниям.
Так, в нынешнем году из Киева и Львова в Италию начала выполнять полеты авиакомпания Ernest Airlines. А в 2018-м в Украину должны зайти сразу три европейские бюджетные авиакомпании. Называются, в частности, британская EasyJet, немецкая Germanwings (Eurowings) и все та же Ryanair.
Кроме того, турецкий лоукостер Pegasus не исключает расширения сети маршрутов в Украине, включая внутренние рейсы.
Тем временем работающая в Украине с 2008 года венгерская бюджетная авиакомпания Wizz Air объявила о расширении со следующего года сети маршрутов, очевидно, стремясь таким образом "застолбить" популярные направления до выхода на рынок потенциальных конкурентов.
Но европейское небо для украинской авиакомпании может остаться закрытым, даже если будет подписано соглашение об "открытом небе" с ЕС. По словам Вячеслава Коновалова, европейские перевозчики стараются не пускать на свой рынок новых игроков.
"Это своего рода лоббизм на местном уровне. Они поэтому не пускают дополнительных перевозчиков. И даже если появится новый перевозчик, он не сможет туда зайти более-менее нормально, потому что слотов нет. Перевозчики в Европе заинтересованы в том, чтобы сохранять эту "стабильность" и не пускать другие авиакомпании на этот рынок", - резюмировал эксперт.