Украинская компания SkyUp, осуществляющая чартерные пассажирские перевозки, с декабря начнет выполнять регулярные полеты. Пока речь идет всего о четырех международных маршрутах, при этом на сегодня непонятно, сохранятся ли они в будущем. "Апостроф" выяснил, что мешает SkyUp стать полноценным бюджетным перевозчиком и есть ли у него перспективы стать "национальным лоукостером".
Авиакомпания SkyUp, которую почти год назад торжественно представили как украинского "национального лоукостера", наконец, объявила о начале выполнения регулярных полетов - в декабре 2018 года.
На сегодня перевозчик, учрежденный туристическим оператором Join UP, совершает чартерные полеты в интересах "материнской" компании. Однако на протяжении последнего года представители SkyUp неоднократно заявляли, что авиакомпания обязательно будет осуществлять и полеты на регулярной основе.
Начало таких полетов было анонсировано на апрель 2018 года, но вскоре стало ясно, что в эти сроки перевозчик не вписывается, и они были перенесены на конец мая – начало июня. Затем они переместились на июль, а в сентябре генеральный директор SkyUp Евгений Хайнацкий сообщил, что регулярные маршруты откроются в зимнюю навигацию 2018-2019 годов. По его словам, постоянный перенос полетов вызван задержкой с получением самолетов.
Лиха беда начало
По состоянию на сегодня можно констатировать, что руководитель авиаперевозчика свое обещание выполняет – на сайте SkyUp уже открыта продажа билетов на рейсы, стартующие с декабря 2018 года.
Ранее представители авиакомпании заявляли, что ее первыми регулярными маршрутами станут направления Киев-Барселона (Испания), Киев-Батуми (Грузия), Киев-Ларнака (Кипр). Однако сейчас на сайте присутствует несколько иная информация – билеты продаются на направлениях Киев-Барселона, Киев-Тбилиси (Грузия), Киев-София (Болгария) и Киев-Попрад (Словакия).
Что до первых двух маршрутов, то они, в принципе, вопросов не вызывают – Барселона является одним из наиболее раскрученных направлений в мире, не зависящих от сезона, а Тбилиси, как и Грузия в целом, пользуется неизменной любовью украинцев.
С двумя другими направлениями не все столь же ясно. Словацкий курортный городок Попрад находится у подножья Высоких Татр, которые славятся разнообразием зимних видов спорта и соответствующего досуга. Большим преимуществом этого населенного пункта является наличие международного аэропорта. Самим городком связанная с ним потенциальная география путешествий не ограничивается: например, до известного польского курорта Закопане отсюда всего 70 километров (это – по дороге, а по прямой - и того меньше).
Однако больше всего вопросов вызывает маршрут на Софию. Столица Болгарии, которая, если кто не знает, находится достаточно далеко от морского побережья, не входит в число популярных направлений у украинских туристов. И если по трем другим маршрутам билеты продаются на рейсы вплоть до конца марта 2019 года (довольно распространенная практика для лоукостеров, например, итальянская Ernest Airlines, которая продолжает наращивать присутствие на украинском рынке, также не имеет в своем расписании рейсов, начиная с апреля), то в Софию и обратно у SkyUp пока заявлено всего по три рейса – на 28 декабря, а также на 4 и 11 января. А это очень сильно напоминает программу по празднованию Нового года и Рождества (притом, что Болгария, несмотря на то, что она является православной страной, отмечает Рождество по Григорианскому календарю 25 декабря). Да и цены на билеты здесь вполне "новогодние" - минимальный тариф в одну сторону составляет 3735 гривен (на 11 января – 1503 гривны).
Кстати, на других направлениях цены вполне приемлемы. Для Тбилиси и Барселоны они стартуют с 1503 гривен, а для Попрада – с 987 гривен, правда, только 10 марта, тогда как в остальные дни зимнего сезона тариф будет не менее 2387 гривен.
Гибридный старт
Директор инфраструктурного направления в "Украинском институте будущего", бывший первый замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер в разговоре с "Апострофом" напомнил, что SkyUp является чартерным перевозчиком, в связи с чем, по его словам, вероятно, соответствующим образом следует оценивать выбор некоторых направлений полетов, в частности, Софию. "Это больше похоже на чартер, только с определенной регулярностью. Это такой промежуточный гибрид между чартером и регуляркой", - пояснил он.
Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава видит ситуацию в аналогичном ракурсе. "Похоже, что на своих чартерных рейсах авиакомпания пытается сделать какой-то PR – в районе Софии расположены довольно высокие горы, там есть горнолыжные курорты", - сказал эксперт в комментарии изданию.
Действительно, популярные болгарские горнолыжные курорты, такие как Банско, Боровец, Витоша, находятся недалеко от Софии. Что касается словацкого Попрада, то о нем уже было сказано выше. А старт навигации во время новогодних праздников, по идее, должен придать авиакомпании неплохой импульс.
Впрочем, выбор стартовых направлений SkyUp может быть обусловлен и другими причинами. "Их (направлений – "Апостроф") задача - отработка партнерских отношений со страной, с аэропортами, с которыми они начинают сотрудничать. Тестовые направления не всегда можно прогнозировать – у авиакомпании, возможно, есть бизнес-модель, связанная с тем или иным городом. Зайти на какой-то рынок таким способом - иногда выстреливает", - сказал "Апострофу" эксперт в области транспорта Кирилл Новиков.
По словам Владимира Шульмейстера, у перевозчика, очевидно, пока есть определенные ограничения по направлениям, кроме того, важно, что он начинает полеты в зимний сезон, когда количество направлений сокращается. Плюс у компании все еще недостаточно самолетов. "Пока берут то, что есть", - пояснил специалист.
Работа на перспективу
Кстати, нехватка "бортов" является одной из причин, по которой SkyUp не может начать полеты по Украине, которые авиакомпания анонсировала ранее. А без внутренних рейсов говорить всерьез о "национальном лоукостере" не приходится, считает Кирилл Новиков. "На сегодняшний день он не является лоукост-перевозчиком, точно не национальным, тем более – не супер-мега-классным альтернативным, - отметил он. - Я думаю, что SkyUp будут рассматривать как еще одного, очередного авиаперевозчика, каких уже немало в Украине, и который просто имел определенный лоббизм со стороны правительственных структур".
По словам Александра Кавы, пока SkyUp показывает не совсем прозрачную стратегию. "Насколько я понимаю, основной фокус их деятельности – это чартерные рейсы на традиционные курорты, а также рейсы в те города, куда невозможно выполнять чартерные рейсы, но при этом они представляют собой туристические направления, в расчете на то, что большинство мест блоками будут выкупать туристические агентства. Очевидно, что руководство компании пытается поймать "хайп" на популярности лоукостов, но пока еще слишком рано говорить о том, что будут работать как лоукост-авиакомпания", - отметил эксперт.
Однако шансы на то, что SkyUp все же станет полноценным лоукостером, есть, и даже неплохие. "Это будет возможно, если у них будет поддержка со стороны поставщиков (самолетов), если будет поддержка со стороны власти (в принципе, в отношении всех перевозчиков) в плане поиска источников более дешевого авиационного топлива - а его цена в Украине является одной из наиболее высоких в Европе, если на внутренние перелеты будет отменен НДС, если будет возможность брать кредиты для развития, если аэропорты будут устанавливать минимальные тарифы для авиакомпаний, понимая, что они больше средств получат от пассажиров, чем на тарифах на взлет-посадку", - высказал мнение Кирилл Новиков.
По словам Владимира Шульмейстера, для украинских лоукостеров есть "большое поле деятельности, которое, к сожалению, пока незанято". Он подчеркнул, что предыдущие подобные попытки других компаний были неуспешными. "Опыт этих неуспешностей показывает, что очень важно вкладываться, в том числе, в рекламу. Учитывая, что эта компания знает, как работать с рекламой (благодаря туристическому бизнесу компании-учредителя), надеюсь, что они справятся", - резюмировал он.
Читайте также: Лоукостер Ernest Airlines будет летать в Милан и Рим из аэропорта Ярославского