На должности премьер-министра глава Одесской ОГА Михаил Саакашвили смог бы за полгода реформировать Украину. Но депутаты боятся конкуренции, поэтому не захотят поддержать его кандидатуру, - рассказал "Апострофу" близкий соратник Саакашвили, глава "Фонда инноваций и развития" и депутат парламента Грузии ГИОРГИ ВАШАДЗЕ. Грузинский политик отметил, что антикоррупционное общественное движение Саакашвили пока не планирует превращаться в политический проект, но не исключил этого в будущем. Вашадзе считает, что технократическое правительство Украине не подходит, поскольку премьер-технократ не будет пользоваться политической поддержкой, а за его законопроекты просто не будут голосовать
О премьерских амбициях Саакашвили
Для Миши должность, которую он занимает, не имеет значения. Он просто хочет достичь своей цели. А его цель — чтобы молодое поколение вошло в политику, чтобы появились новые люди, которые возьмут на себя ответственность. Это ему удалось сделать в Грузии. Я могу судить по собственному опыту: меня назначили главой гражданского реестра в 24 года. Это то же, что глава Миграционной службы. Его цель — завести новое поколение повсюду. Речь идет не только о возрасте, но и о менталитете. Человеку может быть 40-45 лет, но он никогда не работал в системе и не является ее частью. Это и есть его задача в Украине.
Это не его мнение, а мое: я бы дал ему пост премьер-министра. Потому что я уверен, что он будет эффективно действовать на этой должности. Саакашвили сам говорит, что не стремится занять премьерское кресло. Но я бы сделал следующее предложение: "Раз ты так сильно выступаешь за проведение реформ и критикуешь нынешний Кабмин, то вот тебе должность, бери, меняй". Если через шесть месяцев его работы не было бы результатов, тогда бы можно было говорить о каких-то претензиях в его адрес. Но дело в том, что результаты будут. Этого и боятся. Именно из-за этого парламент не хочет его поддерживать. Как обычно, слабые люди боятся конкуренции.
О возможном создании в Украине технократического правительства
Я не верю в полностью технократические правительства. Возможно это из-за того, что сам являюсь политиком. Потому что технократ — хороший менеджер и специалист, но у него нет политической поддержки. Когда он приходит в парламент, за его законопроекты не голосуют, он не может провести реформу, потому что ее блокируют разные люди. А он ничего с этим не может поделать. Его наняли, платят зарплату, но в то же время мешают работать. Политик в таком случае начинает критиковать своих оппонентов, начинает серьезную кампанию в СМИ, пытается показать гражданам, что происходит. В такой же ситуации технократ сидит у себя в комнате и практически ничего не делает. Поэтому технократы — не всегда хорошо. Если правительство будет состоять из политиков и части технократов, то такой вариант приемлем.
Представьте себе владельца частной компании, который привлекает исполнительного директора, чтобы тот руководил его фирмой. У последнего есть некий мандат, предоставленный владельцем. И он хочет выйти за рамки этих полномочий, реформировать предприятие, наладить выпуск новой продукции и так далее, а владелец говорит ему, что не хочет никаких экспериментов, а желает стабильности. Стива Джобса (основателя Apple, - "Апостроф") выгнали из собственной компании. Вместо человека, который жил этим, они привлекли технократа. После этого в компании начался огромный кризис. Они никак не могли из него выйти, пока не попросили Джобса вернуться. Для Стива Джобса целью являлся не заработок денег, а создание чего-то нового. Поэтому мы должны понять, что технократы хороши, когда необходимо обеспечить стабильность. В процессе реформирования нужны еще политики.
О превращении антикоррупционного движения в политический проект
Обсуждений на тему создания политической силы не было. Сегодня у Михаила Саакашвили есть очень четкая и понятная стратегия: популяризировать разные реформы и стратегии, которые должны произойти в Украине. Исходя из этого, он ездит по регионам и общается с людьми. Он объясняет им, какие изменения нужно проводить. Это не политическое, а общественное движение. Потому что там, среди прочих, есть негосударственные организации. Лично я, к примеру, представляю "Фонд инноваций и развития" и являюсь гражданином другого государства. Я не могу быть в политическом объединении. Очень интересно, что многие люди, которые вошли в это объединение, начали работать также в других направлениях по реформам.
По этому поводу очень много разговоров. Но нужно понимать, что в этом общественном движении участие принимают лидеры различных политических групп, независимые эксперты, представители коммерческих организаций и так далее. Так что сейчас говорить о том, что на основании нашей инициативы возникнет политическая партия, — несправедливо.
Это дело времени, дело будущего. Пока что мы видим свою роль в виде общественного движения. Мы не хотим, чтобы только из-за политической окраски нашего движения перед нами закрывались двери по продвижению реформ. Тем временем наши двери всегда открыты. Мы всех приглашаем на круглые столы и рады любым формам сотрудничества.
Полный текст интервью с Гиорги Вашадзе читайте на "Апострофе" в ближайшие дни.