RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Если Порошенко уберет коммерческие интересы: итоги трех лет при власти

Украинцы голосовали за мир и борьбу с коррупцией, а не за Порошенко

Украинцы голосовали за мир и борьбу с коррупцией, а не за Порошенко Старая система адаптируется и демократические институты формально есть, но клановая и неформальная политика существует и дальше, как это было при предыдущих президентах. Фото: пресс-служба президента

Три года Петра Порошенко на посту президента Украины запомнились множеством обещаний и отсрочкой обязательств. Ему не удалось искоренить коррупцию и остановить войну, но получилось расставить своих людей на ключевых должностях и переключить старые схемы на ближайшее окружение, гарантировав его лояльность и поддержку. Отсутствие последовательной и квалифицированной внешнеполитической стратегии стало причиной ряда кризисов в отношениях с западными партнерами и накопления у них усталости от Украины.

25 мая 2014 года в Украине состоялись внеочередные президентские выборы — уже в первом туре победу одержал нынешний глава государства Петр Порошенко, который 7 июня 2014 года принял присягу на верность украинскому народу и вступил в должность президента Украины. Тогда за Петра Порошенко отдали свои голоса 54,7% избирателей, а спустя три года, по оценкам социологов, таких найдется от 7,7% до 10,3%. Некоторое снижение популярности президента после выборов – вполне закономерная тенденция, но, похоже, что у Петра Алексеевича ситуация вышла далеко за пределы разумных колебаний рейтинга – его популярность просто рухнула. Это связано с тем, что многие из проголосовавших за Порошенко отдали голоса за обещание установить мир в Украине. Политтехнологи будущего президента точно определили запросы, которые преобладали в украинском обществе в 2014 году – мир, борьба с коррупцией и евроинтеграция – желание жить по-новому.

Обещания Порошенко давал сам, а, чтобы их выполнить, пришлось взаимодействовать с многими игроками, учитывать интересы оппонентов и партнеров. В итоге президент оказался в сложной ситуации и не смог выполнить обещания в полном объеме. Единственный выход, который предложила команда президента – полумеры и подмена понятий. Поэтому обещание закончить АТО в считанные дни сначала трансформировалось в Нормандский формат, потом в Минские соглашения, а сейчас ситуация на Донбассе напоминает что-то среднее между Нагорным Карабахом и Приднестровьем. Избиратель видит, что мира нет - его обманули. И обманул Порошенко. Избирателю все равно, кто мешал Порошенко выполнить обещание - президент РФ Владимир Путин, канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент США Дональд Трамп или главарь боевиков Александр Захарченко.

Обещанная борьба с коррупцией превратилась в громкие и показательные процессы, которые не имели никаких последствий для подозреваемых в преступлениях. Люстрация, переаттестация, е-декларирование и другие меры по очистке власти от коррупционеров и созданию эффективных механизмов оказались провальными. Фактически произошло переподчинение существовавших коррупционных схем, а так называемую семью Януковича заменили соратники и деловые партнеры Порошенко. Процесс переподчинения схем сопровождался рейдерскими захватами и давлением на бизнес, что отразилось на позициях в рейтинге EY EMEIA Fraud Survey, где Украина заняла первое место по восприятию уровня коррупции в бизнесе среди 40 стран.

Война и коррупция сильно ударили как по экономике страны, так и по надеждам избирателей, которые просто перестали замечать другие обещания президента: провести полную перезагрузку власти, судебную реформу, принять новое избирательное законодательство, сформировать новый Верховный суд. Даже если президент реализует все эти реформы, то они не вернут его популярность. Избирателю нужны значимая победа и чувство причастности к этой победе.

В АП уловили и этот запрос и решили использовать безвизовый режим со странами Шенгенской зоны для повышения рейтинга президента: у нас коррупция и война, но Европа нам доверяет. По этому поводу Порошенко собрал большую пресс-конференцию, которая из-за отсутствия видимых успехов откладывалась более полугода. Президент сделал ряд громких заявлений и намекнул, что собирается на второй срок.

Но безвиз можно назвать не сколько заслугой президента, сколько авансом от западных партнеров, который всегда могут отобрать – приостановить, если власть снова забудет о борьбе с коррупцией. И Порошенко оказывается в положении, когда ему нужно балансировать между интересами коррупционеров из своего окружения и интересами народа, который считает безвиз своей победой. В ЕС после Майдана были готовы предоставить безвиз Украине еще в мае 2015 года, во время саммита Восточного партнерства, но процесс по ряду причин затянулся на два года. Среди причин эксперты называют отсутствие реформ, коррупцию, неспособность нашей власти выстроить грамотную информационную кампанию на Западе, которая могла бы рассказать о положительных сторонах Украины.

По мнению политолога Петра Олещука, безвизовый режим - это результат соответствующей мировой конъюнктуры и работы украинского правительства, и приписывать это как заслугу одному лишь Порошенко не стоит. "Если мы говорим о Порошенко, то должны вспомнить и о Ющенко, и даже о Януковиче. Тем более, что сам Порошенко не до конца владел всей ситуацией, обещая безвиз раз десять, пока не получил конечное подтверждение", - прокомментировал эксперт "Апострофу".

Оборонка: кормушка для президентов

Укреплении армии и ОПК ставят в заслугу Порошенко. Во многом это связано с частыми визитами президента в зону АТО, ростом оборонного бюджета и отсутствием масштабных боевых действий на фронте. Но эксперты отмечают, что наряду с вопросами обороноспособности президента интересуют и коммерческие интересы, связанных с ним производителей вооружения и техники.

По мнению народного депутата от фракции БПП и советника министра информполитики Александра Бригинца, за время правления Порошенко главный успех – уменьшение оккупированных территорий Донбасса.

"Если сравнить количество оккупированных территорий, которые были в момент победы на выборах Порошенко, и сейчас, то они намного уменьшились, конечно, они не уменьшились настолько, насколько мы хотели, но почему-то, когда оценивают Порошенко, то всегда сравнивают ситуацию сейчас с тем, что было до войны. Но напомню, что Порошенко стал президентом не до войны, а в тот момент, когда подавляющая часть Донецкой и Луганской областей, я уже не говорю о Крыме, были оккупированы. И когда Порошенко говорил о том, что антитеррористическая операция должна проходить быстро, он имел в виду то, что он и сделал: фактически, украинская армия освободила десятки городов, среди которых Северодонецк, Лисичанск, Славянск, Краматорск, то есть сократили количество оккупированных территорий Донбасса”, - рассказывает "Апостроф" нардеп.

"Если президент уберет коммерческие интересы и попробует навести там порядок, то появятся и дешевые беспилотники, и тепловизоры", - Виталий Дейнега.

Заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь признает, что за последние три года украинская армия начала развиваться и превратилась в эффективный государственный институт, но в то же время Самусь подчеркивает, что армия остается далекой от идеала.

"До 2020 года армия должна полностью перейти на стандарты НATO, прежде всего, в органах управления, в структуре и вооружении. До сих пор вооружение остается советским, оно модернизируется и ремонтируется, но недостаточно. Где-то в 2020 году встанет вопрос о замене авиации, систем управления связи, и уже сейчас нужно этим заниматься", - рассказал "Апострофу" эксперт.

Волонтер Виталий Дейнега сетует, что нынешнего оборонного бюджета, несмотря на увеличение — недостаточно. "Это позор для воюющей страны - 2,6% ВВП давать на Минобороны. Они говорят про 5% на оборону, но в эти проценты входят МВД, СБУ, пограничники и даже пенитенциарная служба. Если в СБУ еще есть воюющие подразделения, то что тут делают остальные - я не знаю", - говорит он "Апострофу".

В то же время волонтер признает, что по сравнению с предыдущими годами, ситуация улучшилась. "Сказать, что у нас плохо все и все голые и босые, тоже нельзя, потому что все-таки деньги выделялись на армию в большем количестве, чем раньше. То есть солдаты, по крайней мере, уже одеты, относительно неплохие зарплаты, техники отремонтировали достаточно, но с колесной техникой не все так хорошо. А с такой колесной техникой армия не в состоянии выполнять задачи, связанные с перемещением. То есть в таком случае, армия не готова ни наступать, ни отступать, таким количеством колесной техники можно вести только окопную войну. Понятное дело, что это наша судьба на ближайшие пару лет, но хотелось бы верить, что есть план, что это изменится, и для этого нам нужны те же грузовики и джипы", - констатирует волонтер.

Дейнега обращает внимание на еще одну проблему - отсутствие конкуренции на рынке вооружений: "В нынешних условиях произвести какой-то вид вооружения - это 30% дела, а вот, чтобы его купило Минобороны - уже 70% работы. Это неправильно, мы должны либерализовать рынок, тогда у нас не будет автоматов "Малюк", реанимобилей "Богдан" и катеров от "Ленинской кузницы" (все три производителя связаны с компаниями Петра Порошенко, - "Апостроф"). Но Укроборонпром всегда был коррупционной кормушкой для президентов, что при Януковиче, что при Порошенко. Если президент уберет коммерческие интересы и попробует там навести порядок, то появятся и дешевые беспилотники, и тепловизоры".

Внешняя политика: провал, скандал и кризис

Соратники президента, ожидаемо, говорят о том, что за годы Порошенко внешняя политика Украины качественно изменилась и демонстрирует значительные успехи. Эксперты, которые не связаны с президентом и его окружением, отмечают, что внешнеполитическая стратегия выстраивается на сиюминутных решениях, которые направлены на демонстрацию причастности Украины к мировой политике, а не на достижение ее интересов.

Отсутствие четкой внешнеполитической стратегии значительно усложняет отношения с западными партнерами. Одним из таких показательных провалов, последствия которого до сих пор сказываются на Украине, стали выборы президента США. Напомним, что тогда Порошенко и его команда сделали ставку на победу Хиллари Клинтон и заняли жесткую позицию в отношении Дональда Трампа. Некоторые министры позволяли себе резкие высказывания в его адрес, но это не помогло победить Клинтон.

Однако, народный депутат Александр Бригинец утверждает, что за последнее время благодаря Порошенко, авторитет Украины значительно возрос в глазах мировой общественности. "Никогда не была Украина такой активной в международной политике, никогда авторитет страны не был таким значительным, как сейчас, мы понимаем, что раньше никто с Украиной особо не вел переговоры, потому что все вопросы решались через Россию. И количество встреч Порошенко с международными лидерами, и результаты этих переговоров говорят о том, что Украина стала совсем другой страной в международном плане”, - уверен парламентарий.

Но, по словам украинского дипломата и эксперта фонда "Майдан иностранных дел" Богдана Яременко, в международной политике Украина значительно не преуспела. "Мы не приблизились к союзничеству с Европейским союзом, хотя подписано Соглашение об ассоциации, но оно не содержит никаких перспектив членства. Более того, в ходе затянутого процесса ратификации, ЕС принимает разъяснения, где еще раз подчеркивает, что у Украины нет европейской перспективы. Поэтому такой процессуальный успех - подписание Соглашения, которое и так уже было готово к президентству Порошенко, не следует переоценивать", - считает Яременко.

Также, как рассказывает "Апострофу" дипломат, у Украины не так много союзников, и даже те, кто занимает сторону Украины, все чаще говорят об усталости от нее. "Это и вина Порошенко, и несостоятельность властных институтов вести профессиональную международную политику. Порошенко давал много экономических обещаний, что было полуобманом избирателей, так как нет у президента полномочий в сфере экономики, а вот в сфере внешней политики и в сфере оборонной все рычаги влияния только у президента. Да, можно увидеть изменения в МИД, но сказать, что это реформы, которые коренным образом изменили и образ, и стиль работы украинской дипломатии, то ничего такого не произошло. Более того, МИД переживает очень серьезный кризис, как и украинская дипломатия. У нас, например, с момента прихода к власти Порошенко, нет представителя при НАТО, можно ли говорить о работе с этим блоком, если у нас нет там посла и он не назначается длительное время?» - недоумевает дипломат.

Многие сложности, возникшие во внешней политике, связаны с превращением МИД Украины в МИД имени Порошенко. Президент имеет свое видение внешнеполитического курса страны и редко соглашается с экспертным мнением, подозревая, что дипломаты и эксперты пытаются нарушить его монополию на внешнюю политику. Такой подход снижает возможность выработки эффективных решений и ухудшает переговорные позиции страны на международной арене.

Реактивная дипломатия - бессистемность решений, спешка и низкое качество внешнеполитических решений, принимаемых страной.
По информации АП, за три года Петр Порошенко совершил 75 официальных полетов за рубеж.

Эксперт Международного центра перспективных исследований Евгений Ярошенко считает, что при президентстве Порошенко Украина умудрилась испортить отношения с соседними странами и ключевыми партнёрами.

"За три года президент как глава государства не смог инициировать новый закон о внешней политике. И в Украине до сих пор действует закон 2010 года с незначительными правками. Во-вторых, в украинской внешней политике не хватает инициатив, и она действует преимущественно в реактивном направлении. Это объясняется тем, что Украина не смогла выдвинуть такие инициативы, которые смогли заинтересовать ключевых игроков на Западе, чтобы они готовы были вкладывать серьезные ресурсы в Украину, прежде всего, речь идет об инвесторах. В-третьих, при президентстве Порошенко был ряд политических скандалов: испортили международные отношения с Польшей, Молдовой, США, когда были неосторожные высказывания, и это негативно отразилось на официальном уровне двусторонних отношений. И четвертое - то, что Украина даже не пробовала на международном уровне добиться, чтобы Россия была признана государством-агрессором, не было попыток хотя бы в ООН протянуть такую резолюцию, которая называла бы вещи своими именами».

Реформы: старая форма и новые облики

Действия Порошенко и его команды говорят о том, что они стараются использовать запросы общества для демонстрации наличия обратной связи. Однако реакция значительно запаздывает – власть не успевает объяснять свои действия обществу, что провоцирует недовольство и снижает ее рейтинг.

Наверное, худшим примером выстраивания связи между народом и президентом можно назвать сервис электронных петиций на сайте президента. Был создан эффектный инструмент, который демонстрировал намерение главы государства помочь народу. Правда, потом о нем быстро забыли – последняя петиция, рассмотренная президентом, датирована 30 мая 2016 года. На государственном уровне больше не призывают граждан использовать этот канал коммуникации с президентом. На смену провалившимся и неактуальным проектам приходят новые обещания. У Порошенко были и более громкие провалы, но этот пример наиболее показателен, потому что очень простой и удобный для изучения реакции власти на запросы общества – весь процесс сосредоточен на одной площадке. Его можно назвать базовой моделью проваленных коммуникаций и невыполненных обещаний.

Например, Петр Порошенко также обещал запустить процесс е-декларирования, но уже со старта стало понятно, что система не в состоянии дать то, что должна была: проверку баснословных состояний топ-чиновников.

Кроме того, в Национальном агентстве по вопросам противодействия коррупции (НАПК) позволили скрыть декларации всех сотрудников СБУ, оборонных ведомств, военной прокуратуры и некоторых государственных предприятий (в НАПК заявили, что декларации ряда должностных лиц военной прокуратуры были изъяты на основании соответствующего решения о применении специальных мер обеспечения безопасности этих работников и их близких родственников в соответствии с постановлением главного военного прокурора Анатолия Матиоса. Декларации СБУшников НАПК сможет начать проверять после утверждения отдельного порядка и получения доступа к гостайне, - "Апостроф"), что явно не способствует искоренению коррупции в этих органах. Постоянные скандалы вокруг назначения Натальи Корчак на пост главы ведомства также не добавляют эффективности работе органа, на который общественность возлагала столько надежд.

Силовики за время каденции Порошенко так и не смогли подать декларации о доходах, но стали очень активно бороться с IТ-компаниями и инвестиционными фондами. Эксперты отрасли утверждают, что такая активность связана с попыткой получить контроль над одной из самых прибыльных отраслей украинской экономики. На руку силовикам играет то, что судебная реформа, которую обещал провести президент, практически провалилась – система не очистилась, а на местах остаются все те же судьи и прокуроры, которые были во времена Януковича. Хотя летом 2016 года были проголосованы изменения в Конституцию в части правосудия, а также был принят закон "О судоустройстве и статусе судей".

Также президент обещал сформировать новый Верховный суд еще до конца 2016 года, конкурсный отбор до сих пор продолжается, но активисты уже неоднократно обращали внимание на то, что в новый суд набирают старые кадры, и, по сути, никакого обновления не произойдет.

Реформирование Генеральной прокуратуры Украины свелось к замене приближенного к президенту Виктора Шокина на кума Порошенко Юрия Луценко. Петр Порошенко был категорически против увольнения Виктора Шокина. Только после угроз вице-президента США Джо Байдена лишить Украину финансовой помощи, Шокин был отправлен в отставку. Для того, чтобы не потерять контроль над ГПУ, президент лоббировал назначение ее главой Юрия Луценко, который не имеет юридического образования. Чтобы обойти это ограничение, Рада приняла соответствующий закон.

Все эти кадровые перестановки и попытки реформировать правоохранительные органы не повлияли на расследование громких убийств журналистов и политиков. А, обвиняемые в расстреле Майдана бойцы спецподразделений бежали из Украины и получили российское гражданство.

О расследовании убийства журналиста Павла Шеремета вспоминают только после критики в СМИ. Во время пресс-конференции Петра Порошенко выяснилось, что улики на месте преступления были уничтожены и поэтому расследование зашло в тупик.

"Затягивание расследования необходимо для того, что поддерживать постоянную атмосферу стресса и страха. Таким образом можно оказывать давление на журналистов, общественников, антикоррупционных активистов. "Дело Шеремета" может стать тем фактором, который будет постоянно напоминать о существовании неких негласных границ, которые не следует пересекать. Если в 2000-х эту функцию выполняло "дело Гонгдазе", то сейчас сдерживающим фактором могут стать дела Павла Шеремета или Олеся Бузины", - считает эксперт Международного центра перспективных исследований Анатолий Октисюк.

Убийства журналистов, нарушение свободы прессы и давление на СМИ не позволяют Украине приблизиться к европейским странам.


Отсутствие реформ в сфере избирательного законодательства не позволяет осуществить перезагрузку власти. Хотя Порошенко и обещал украинскому народу новый закон о выборах, благодаря которому избирательные списки партий будут открыты, а голосование будет проходить по пропорциональной системе. Тем не менее, за три года переговоров власть так и не пришла к консенсусу, а вопрос закона о выборах деликатно отодвигают на задний план практически все действующие топ-политики. А пока закона нет, то в выборах участвуют партии, которые создает АП для сегментации электората.

Не произошло обновления и состава Центральной избирательной комиссии, где у 13 из 15 членов ЦИК истек срок 7-летних полномочий. Окружение президента сетует, что изменения в ЦИК стопорят в парламенте, но фракция Порошенко в ВРУ - самая большая и насчитывает 140 депутатов, а недостающие голоса парламентская коалиция может найти, как это было, например, с голосованием за генпрокурора Юрия Луценко. Следовательно, с Центризбиркомом ситуация намного проще: у власти просто нет желания обновлять этот орган.

По словам главы правления гражданской сети ОПОРА Ольги Айвазовской, процесс внесения на рассмотрение законопроектов о выборах народных депутатов и двух избирательных кодексов - это в большей степени вопрос политической воли парламента, ЦИК - это ответственность президента и ВРУ, и сейчас нет инициативы ни со стороны фракций, ни со стороны президента, чтобы завершить этот процесс. “Представление на членов комиссии осуществляет президент после консультаций с парламентскими фракциями, что было сделано 3 июня 2016, но остается два вакантных места, потому что в представлении фигурирует только 11 кандидатов, а три парламентских фракции не получили там представительства. Поэтому сейчас это ответственность президента и парламента - они не нашли консенсуса относительно внесенного списка или не предложили альтернативных кандидатур. Мы 12 мая делали запрос в Администрацию президента о том, были ли предложения от фракций - имеем официальный ответ, что представлений не было”, - рассказала "Апострофу" Айвазовская.

Неоднозначны успехи и в экономическом секторе страны, даже несмотря на то, что Порошенко не несет в полной мере ответственности за то, что происходит в этой сфере, все-таки стоит вспомнить кадровое решение президента, которое имело серьезное влияние на монетарную политику в стране, - лоббирование назначения на пост главы Нацбанка Валерии Гонтаревой негативно оценили и в банковской сфере. Работа Гонтаревой стала вызвать еще больше нареканий после массового закрытия банков.

В НБУ такие действия называли необходимыми, но во многих банках утверждали, что идет зачистка неугодных Гонтаревой и Порошенко структур. Неоднозначная сложилась ситуация и с национализацией крупнейшего банка страны — ПриватБанка.

По словам члена Украинского общества финансовых аналитиков Виталия Шапрана, это была скорее вынужденная мера. "Копаясь сейчас во внутренностях кредитного портфеля ПриватБанка, я вижу, что это была бочка с порохом. И эта бочка была под Гонтаревой, Порошенко, да и под всей правящей элитой страны. Ее наличие ставило их в зависимость от хозяев группы "Приват", и, кстати, с этой зависимостью они не расстались до сих пор, хотя они ее уменьшили в десятки раз", - рассказал он "Апострофу".

Согласно рейтингу Всемирного экономического форума Global Competitiveness Report, по своей конкурентоспособности Украина находится рядом с Гватемалой, Таджикистаном и Намибией. В рейтинг входит 140 государств. Большее значение означает худший показатель.

Для украинцев, которые не являются экспертами в банковской сфере, весь смысл работы Гонтаревой свелся к тому, что в момент ее назначения на должность главы НБУ летом 2014 года доллар стоил 11-12 гривен, а спустя три года реформ - 26-27 гривен. Избиратели связывают назначение Валерии Гонтаревой с ухудшением своего материального положения, что наряду с продолжающейся войной, растущей коррупцией стало третьим разочарованием в обещаниях президента Порошенко.

Немецкий политолог Андреас Умланд отмечает, что за последнее время из власти ушло много реформаторов. "Это началось с ухода Абромавичуса (с поста главы Минэкономразвития Украины, - "Апостроф"), в 2016 году это было знаковое событие, и пока что такое впечатление, что сейчас некий застой в реформах произошел. За эти три года не был достигнут прорыв, как многие надеялись, в том числе и я. Остаются или приходят люди, которые, может, и публично выступают за европейскую интеграцию, за реализацию реформ, но не имеют такого рода репутации и желания", - рассказал эксперт "Апострофу".

Отставка министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса была вызвана тем, что люди из окружения президента, в частности Игорь Кононенко, пытались оказать давление на главу МЭРТ по кадровым вопросам, чтобы иметь влияние на работу министерства. Следует отметить, что Абромавичус ушел, а бизнес-партнер и армейский приятель Порошенко остался, вероятно, это свидетельствует о том, что интересы друзей президента важнее реформ в стране.

Андреас Умланд высказал подозрение, что под видом европеизации может произойти возрождение старой коррупционной системы. "Система себя воссоздает под новыми слоганами и, по сути, мало меняется. Старая система адаптируется, и демократические институты формально есть, но клановая и неформальная политика существует и дальше, как это было при предыдущих президентах. И есть множество подтверждений этому, например, нападение и вербальные и медийные атаки на антикоррупционных активистов, введение электронных деклараций для руководителей неправительственных организаций. То есть все больше можно наблюдать, особенно в правительстве и президентской администрации, что сохраняется старая форма управления, которая была и до того, хотя внешний облик и несколько изменен", - рассказал эксперт.

С ним соглашается и Петр Олещук, который также утверждает, что главный минус — это сохранившаяся крупная коррупция и отсутствие обещанных реформ. "Не произошло обновления государственного механизма, то есть реформы госслужбы, реформы правоохранительных органов — того, чего, наверное, больше всего ждали от него. Но в целом, начиная с 2014 года, произошла некоторая стабилизация ситуации, потому что на момент вступления его в должность, Украина была в таком разобранном состоянии, поэтому стабилизацию ситуации, пожалуй, можно приписать к его победам", - заключил Олещук.

Читайте также