Президентская кампания в Украине фактически уже стартовала, а на политическом горизонте новых лиц не наблюдается. Главными фаворитами президентской гонки являются политики, пребывающие на первых ролях в течение последних 10-15 лет - Юлия Тимошенко, Анатолий Гриценко, Юрий Бойко, Петр Порошенко. А слухи о возможном выдвижении кандидатур Святослава Вакарчука и Владимира Зеленского пока не подтвердились.
Чем могут закончиться президентские выборы и какие процессы наблюдаются в украинском обществе, "Апострофу" рассказал Доктор социологических наук Института социологии НАН Украины АЛЕКСАНДР ВИШНЯК.
- Украинские политики дали старт предвыборной кампании. Кто-то активно участвует в этой гонке, кто-то присматривается. Но что сейчас происходит с украинским обществом? Какие изменения в политических предпочтениях наблюдаются?
- Стремительные изменения происходили в 2013-2015 годах. Сейчас же фактически никаких серьезных партий или лидеров не появляется. Причем, ни у одного нынешнего лидера, который может выдвинуть свою кандидатуру, не наблюдается значимого возрастания рейтинга. Есть небольшое падение, которое характерно для многих политиков. На данный момент ни один кандидат не имеет даже 20% электоральной поддержки. 10% имеют несколько лидеров, а остальные - 5-6%.
- С чем это связано?
- С разочарованием в старых лидерах и отсутствием сколь-нибудь значимых новых.
- В каком кандидате нуждается украинский электорат? Это уверенный хозяйственник или сильная женщина?
- Образ не имеет никакого отношения к выборам. Точнее, к реальному выбору в Украине он никогда не имел прямого отношения. Исследования всегда показывают, что депутатом и президентом хотят видеть экономиста, юриста, но голосуют за людей других профессий. Также как хотят иметь честного политика, а голосуют за нечестного. Это связано с тем, что выбирают из того, что есть, а не из образов.
- Чего же можно наобещать украинцам, чтобы они, как в 2014 году, дали более 50% голосов одному из кандидатов уже в первом туре?
- Обещания мало что значат. На этих выборах ключевым буде то, что сделал кандидат в президенты. А во втором туре будут выбирать меньшее из зол. В таком случае, если во второй тур выйдут Юлия Тимошенко и Петр Порошенко, то у первой шансов на победу будет меньше. Действующий президент, кем бы он ни был, всегда имеет достаточную поддержку и гораздо больше ресурсов для того, чтобы выйти во второй тур.
Никто из тех кандидатов, которые могут участвовать в президентских выборах, не сможет составить Порошенко и Тимошенко конкуренцию и попасть в "двойку", несмотря на низкие рейтинги Порошенко в данный момент. Но он еще и не начинал кампанию. А его предкампания свидетельствует о том, что он может работать эффективно. Если Порошенко нужно, он легко выбивает тех, кто ему мешает. Как было зимой с Михеилом Саакашвили, весной с Надеждой Савченко. Кто путается под ногами, тот очень легко выбивается из гонки.
А то, что Тимошенко еще в игре, говорит о том, что она рассматривается, как вполне приемлемый кандидат для действующего президента во втором туре.
- Приемлемый для его победы?
- Да. Поскольку она является кандидатом "секонд-хенд".
- Что это значит?
- Во-первых, в Украине никто никогда не побеждал, баллотируясь третий раз. А во-вторых, у Тимошенко нет никаких новый идей по сравнению с теми, которые она выдвигала 10 лет назад. Плюс есть еще один фактор: в условиях войны шансы у женщин на победу значительно ниже, чем в мирное и благополучное время. Но мы помним, что и в мирное время Юлия Владимировна проиграла.
- А не наблюдается ли разочарование в мужчинах-президентах?
- Разочаровались в конкретных мужчинах, персоналиях, но не во всех. А что касается женщин, я считаю, что война надолго отодвинула шансы женщин победить на президентских выборах.
- Но по многим рейтингам Тимошенко в лидерах…
- Тимошенко имеет более высокий рейтинг первого тура, чем другие кандидаты. Но 15-20% поддержки - это еще не победа. Нужно 50% и больше. Ни одна социологическая фирма не публикует, на каком она месте по рейтингам второго тура, потому что здесь Юлия Владимировна уже не лидирует. Вернее, она лидирует, но всего лишь на несколько процентов опережает Порошенко, который выйдет во второй тур без проблем.
Кто его может остановить? Только единый кандидат от юго-восточного электората. Но у них нет харизматичного кандидата, а Юрий Бойко на такого не тянет. Электоральная ниша этих кандидатов в свое время была за 40%, но после аннексии Крыма и оккупации части Донбасса она упала до 20%. Значительная часть русскоязычных украинцев перестала голосовать за пророссийских кандидатов и переключилась на кандидатов другого лагеря. И такого кандидата, который готов освоить все 20%, на том фланге нет.
Также остается вопрос, кто будет из лагеря демократического и популистского проевропейского электората? Олег Ляшко или Анатолий Гриценко? Они работают на том же электоральном поле, что и Порошенко с Тимошенко. Но, в любом случае, 20% они не наберут.
- Конец прошлой недели ознаменовался заявлениями ряда украинских политиков о необходимости внесения изменений в Конституцию Украины. Впрочем, взгляды у представителей политикума в данном вопросе серьезно разнятся. Порошенко предлагает закрепить в Основном законе евроатлантические чаяния Украины. Тимошенко и Яценюк, каждый на свой лад, предлагают ослабить роль президента. Ляшко, наоборот, говорит о необходимости перехода на американскую модель госуправления. Насколько важным для украинского общества является вопрос изменений в Конституцию, и будет ли данная тема превалировать в ходе президентской избирательной кампании?
- Конституция никакого отношения к будущим выборам не имеет, это народ совершенно не волнует. Более того, любые изменения и предложения по Конституции, экономике, социалке практически не влияют на результаты выборов. Влияет то, что политик делал до выборов. Например, у Порошенко было много провалов, но и много сделанного. А есть Ляшко, который ничего не делал. И это легче доносить до электората перед выборами.
- Почему вы списали со счетов Святослава Вакарчука и Владимира Зеленского, которые уже наделали немало шуму вокруг возможного участия в президентских выборах?
- Дело в том, что они не политики. Стоит вспомнить, что Вакарчук был депутатом, но он сам сказал, что это не для него. И если он будет баллотироваться в президенты, ему об этом вспомнят. Единственный смысл принимать участие в выборах для людей, которые не являются политиками – это заработать денег. Вряд ли Вакарчук захочет ценой своего имени заработать даже миллион долларов. На выборах он наберет свои 5%. Если он собирается идти в политику навсегда, то для него есть смысл участвовать в президентских выборах, чтобы конвертировать их в депутатские мандаты на парламентских выборах. А вот Зеленский как раз не против заработать. Но и его участие никак особо не отразится на рейтингах серьезных кандидатов.
То, что сейчас можно обнаружить в соцопросах, и этого на треть не будет в день голосования, даже если в выборы вложат колоссальные деньги.
- То есть в обществе нет запросов на шоуменов и звезд?
- Нет, конечно. В опросе могут ответить, что готовы их поддержать, но в реальности не проголосуют.
- Вы сказали, что в день выборов у кандидата может и не быть тех рейтингов, которые ему сейчас приписывают. Тогда для чего сейчас так часто проводят подобные опросы?
- Сейчас все опросы рассчитаны на олигархов, чтобы показывать им хорошие результаты кандидата для вложения в него ресурсов. Олигархи тем временем присматриваются. Они будут вкладываться, но не так, как раньше. Скорее всего, они будут давать всем, кто имеет шансы на победу или хотя бы может повлиять на результаты выборов. Поэтому Вакарчуку могут дать деньги.
Но проблема в том, что олигархи перестали самостоятельно заказывать для себя социологические опросы, чтобы реально оценить ситуацию и принять решения, кому давать деньги, а кому нет. Для этого нужны большие социологические опросы и серьезный анализ. Потому что обычные опросы не дают такого понимания и детального анализа. До 2005 года такие заказы от олигархов социологам поступали. Но последние 10 лет заказчик сильно подурнел.
- В последнее время мы наблюдаем огромное количество социологических исследований, связанных с предстоящими президентскими выборами. Со стороны некоторых так называемых ЛОМов в соцсетях звучат весьма скептические высказывания в адрес социологов. Стоит ли готовиться к тому, что уже осенью мы станем свидетелями полномасштабных "социологических войн"?
- Социологические войны как раз направлены не на электорат, как многие думают. Мой 20-летний опыт на этом рынке говорит, что на электорат это не влияет за исключением одного случая – если есть явный лидер с большим отрывом от всех, то к нему приходят еще и избиратели.